Является ли участковый органом дознания

Сегодня мы раскроем тему: "Является ли участковый органом дознания". Здесь собрана и агрегирована полезная тематическая информация. Если в процессе чтения возникли вопросы, то вы можете их сразу же задать дежурному консультанту.

Содержание

  • Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 15 мая 2008 г. N КАС08-169 Оспариваемые инструкции, возлагающие на участкового уполномоченного милиции обязанности по производству дознания, предварительного следствия и принятию процессуальных решений, не противоречат действующему законодательству, поскольку участковый уполномоченный милиции правомочен осуществлять по поручению начальника органа дознания предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам по преступлениям, выявление и раскрытие которых отнесено к компетенции органов внутренних дел

    Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 15 мая 2008 г. N КАС08-169

    Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

    рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Г.А.А. о признании недействующими подпунктов 10.1, 10.2 пункта 10 Инструкции по организации деятельности участкового уполномоченного милиции, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 16 сентября 2002 г. N 900, по кассационной жалобе Г.А.А. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 06 февраля 2008 года, которым в удовлетворении заявленного требования отказано.

    Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ф.А.И., объяснения Г.А.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, объяснения представителя МВД РФ С.С.Е., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ф.А.В., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия установила:

    приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 16 сентября 2002 г. N 900 утверждена Инструкция по организации деятельности участкового уполномоченного милиции (далее — Инструкция).

    Данный приказ зарегистрирован Минюстом России 20 ноября 2002 года, регистрационный N 3936.

    В соответствии с подпунктами 10.1, 10.2 пункта 10 Инструкции участковый уполномоченный при раскрытии преступлений, по делам о которых предварительное расследование производится в форме дознания и отнесенных федеральным законодательством к компетенции органов внутренних дел, должен:

    осуществлять по поручению начальника органа дознания предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам по преступлениям, выявление и раскрытие которых отнесено к компетенции органов внутренних дел;

    при обнаружении на административном участке деяний, содержащих признаки преступлений, по делам о которых предварительное расследование производится в форме дознания органами внутренних дел, самостоятельно принимать по ним предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством меры, направленные на установление обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу, а в исключительных случаях, вызванных отсутствием следователя, по поручению начальника органа дознания — по уголовным делам о преступлениях, отнесенных к подследственности органов предварительного следствия. Незамедлительно докладывать собранные материалы начальнику органа внутренних дел либо его заместителю для производства по ним дознания либо предварительного следствия.

    Г.А.А., являющийся участковым уполномоченным милиции, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании приведенных предписаний Инструкции недействующими по мотивам их противоречия статьям 1, 5 и 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ) и нарушения его прав. При этом Г.А.А. указал, что оспоренные им нормы неправомерно возлагают на участкового уполномоченного милиции, который не является дознавателем, обязанности по производству дознания, предварительного следствия и принятию процессуальных решений.

    В кассационной жалобе Г.А.А. просит решение суда отменить, ссылаясь на неверное толкование судом норм материального права. В обоснование своих требований Г.А.А. указал, что УПК РФ не называет участкового уполномоченного милиции среди должностных лиц, правомочных осуществлять уголовное судопроизводство.

    Обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

    Отказывая в удовлетворении заявленного требования, Верховный Суд Российской Федерации правомерно исходил из того, что оспоренные нормы Инструкции не противоречат УПК РФ и Закону РФ от 18 апреля 1991 года N 1026-1 «О милиции», в связи с чем оснований для признания их недействующими не имеется.

    Так, в частности, согласно пункту 1 части 1 статьи 40 УПК РФ органы внутренних дел Российской Федерации относятся к органам дознания.

    Статьями 1 и 7 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 «О милиции» предусмотрено, что милиция входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации и подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности, которые являются органами дознания (статьи 8 и 9).

    Участковые уполномоченные милиции входят в состав милиции общественной безопасности на основании пункта 2 структуры милиции общественной безопасности, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2000 г. N 926.

    В силу пунктов 7 и 24 статьи 5 УПК РФ дознавателем является должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания и иные полномочия, предусмотренные кодексом, а органами дознания — государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с кодексом осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия.

    Таким образом, начальник органа дознания может возложить на иное, кроме штатного дознавателя, должностное лицо, в рассматриваемом случае, на участкового уполномоченного милиции функции дознавателя.

    В соответствии с частью первой статьи 144 УПК РФ дознаватель, орган дознания, следователь обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной данным кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь вправе требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к их участию специалистов.

    С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что, являясь должностным лицом милиции общественной безопасности, участковый уполномоченный милиции правомочен осуществлять по поручению начальника органа дознания предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам по преступлениям, выявление и раскрытие которых отнесено к компетенции органов внутренних дел. В этих случаях участковый уполномоченный милиции является дознавателем, то есть должностным лицом органа дознания, уполномоченным начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также другие полномочия, предусмотренные УПК РФ (пункт 7 статьи 5 Кодекса).

    Читайте так же:  Объявления о торгах в газете коммерсант

    Соответственно не противоречит УПК РФ и предписание подпункта 10.2 пункта 10 Инструкции, возлагающее на участкового уполномоченного милиции обязанность при обнаружении на административном участке деяний, содержащих признаки преступлений, по делам о которых предварительное расследование производится в форме дознания органами внутренних дел, самостоятельно принимать по ним предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством меры, направленные на установление обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу, а в исключительных случаях, вызванных отсутствием следователя, по поручению начальника органа дознания — по уголовным делам о преступлениях, отнесенных к подследственности органов предварительного следствия.

    Выполняя обязанности дознавателя, участковый уполномоченный милиции должен принимать предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством меры, направленные на установление обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу.

    Довод кассационной жалобы о том, что Инструкцией по организации деятельности участкового уполномоченного милиции, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 16 сентября 2002 г. N 900, закреплены трудовые обязанности участкового уполномоченного милиции, исходя из которых, следует, что участковый уполномоченный милиции не является процессуальным должностным лицом, не свидетельствует о незаконности оспоренных норм, поскольку в силу ст.ст. 251, 253 ГПК РФ судом рассматриваются заявления о признании нормативных правовых актов противоречащими полностью или в части федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

    При этом суд не осуществляет в порядке нормоконтроля проверку соответствия одних положений нормативного правового акта другим положениям того же самого нормативного правового акта (на что сослался заявитель).

    Довод кассационной жалобы о том, что участковый уполномоченный милиции не наделен УПК РФ полномочиями по осуществлению уголовного судопроизводства, дознания и предварительного следствия судом первой инстанции проверялся и был признан несостоятельным по основаниям, подробно изложенным в решении.

    Оспариваемая (в части) Инструкция принята правомочным органом, по форме издания и по своему содержанию соответствует федеральному законодательству, поэтому в удовлетворении заявленного требования судом отказано правомерно.

    Окончательная правовая оценка дана судом в решении по делу, для отмены которого не имеется оснований, предусмотренных процессуальным законом.

    Руководствуясь ст. 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:

    решение Верховного Суда Российской Федерации от 06 февраля 2008 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Г.А.А. — без удовлетворения.

    Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

    Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

    Кассационная коллегия ВС РФ оставила в силе решение, которым отказано в признании недействующими отдельных положений Инструкции по организации деятельности участкового уполномоченного милиции.

    Нормы Инструкции оспаривались в части, предусматривающей возложение на участкового, который, по мнению заявителя, не является дознавателем, обязанности по производству дознания, предварительного следствия и принятию процессуальных решений.

    Отклоняя доводы о том, что УПК РФ не называет участкового среди должностных лиц, правомочных осуществлять уголовное судопроизводство, Коллегия пояснила следующее.

    Согласно УПК РФ, органы внутренних дел относятся к органам дознания. В силу Закона РФ «О милиции» милиция входит в систему МВД России и подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности, которые являются органами дознания. Участковые входят в состав милиции общественной безопасности на основании структуры, утвержденной постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. N 926.

    Таким образом, являясь должностным лицом милиции общественной безопасности, участковый правомочен осуществлять по поручению начальника органа дознания предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам.

    Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 15 мая 2008 г. N КАС08-169

    Источник: http://base.garant.ru/1787358/

    Является ли участковый органом дознания

    ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Именем Российской Федерации

    от 6 февраля 2008 г. N ГКПИ07-1681

    Верховный Суд Российской Федерации в составе:

    судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю.,

    при секретаре Степанищеве А.В.,

    с участием прокурора Федотовой А.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Г. о признании недействующими подпунктов 10.1, 10.2 пункта 10 Инструкции по организации деятельности участкового уполномоченного милиции, утвержденной Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 16 сентября 2002 г. N 900,

    Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 16 сентября 2002 г. N 900 утверждена Инструкция по организации деятельности участкового уполномоченного милиции (далее — Инструкция).

    В соответствии с подпунктами 10.1, 10.2 пункта 10 Инструкции участковый уполномоченный при раскрытии преступлений, по делам о которых предварительное расследование производится в форме дознания и отнесенных федеральным законодательством к компетенции органов внутренних дел, должен:

    осуществлять по поручению начальника органа дознания предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам по преступлениям, выявление и раскрытие которых отнесено к компетенции органов внутренних дел;

    при обнаружении на административном участке деяний, содержащих признаки преступлений, по делам о которых предварительное расследование производится в форме дознания органами внутренних дел, самостоятельно принимать по ним предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством меры, направленные на установление обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу, а в исключительных случаях, вызванных отсутствием следователя, по поручению начальника органа дознания — по уголовным делам о преступлениях, отнесенных к подследственности органов предварительного следствия. Незамедлительно докладывать собранные материалы начальнику органа внутренних дел либо его заместителю для производства по ним дознания либо предварительного следствия.

    Г., являющийся участковым уполномоченным милиции, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании приведенных предписаний Инструкции недействующими по мотивам противоречия Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (далее — Кодекс) и нарушения его прав.

    В судебном заседании Г. поддержал свое требование и просил о его удовлетворении, ссылаясь на то, что оспариваемые предписания Инструкции противоречат статьям 1, 5 и 144 Кодекса и неправомерно возлагают на участкового уполномоченного милиции, который не является дознавателем, обязанности по производству дознания, предварительного следствия и принятию процессуальных решений.

    Читайте так же:  Cубсидия госслужащим на ппокупку жилья

    Представители Министерства внутренних дел Российской Федерации Марьян Г.В., Плохин А.В. и Саенко С.Е., представители Министерства юстиции Российской Федерации Мокрова Е.А. и Власова Н.Ю. требование заявителя не признали, ссылаясь на то, что Инструкция в оспариваемой части соответствует действующему законодательству и его прав не нарушает.

    Заслушав объяснения Г. и представителей заинтересованных лиц, изучив материалы дела и выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., просившей отказать заявителю в удовлетворении его требования, суд находит заявление Г. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

    В соответствии с частью первой статьи 144 Кодекса дознаватель, орган дознания, следователь обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной данным Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь вправе требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к их участию специалистов.

    В силу пунктов 7 и 24 статьи 5 Кодекса дознавателем является должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания и иные полномочия, предусмотренные Кодексом, а органами дознания — государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с Кодексом осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия.

    Согласно пункту 1 части первой статьи 40 Кодекса органы внутренних дел Российской Федерации относятся к органам дознания.

    Статьями 1 и 7 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 «О милиции» предусмотрено, что милиция входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации и подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности, которые являются органами дознания (статьи 8 и 9).

    Участковые уполномоченные милиции входят в состав милиции общественной безопасности на основании пункта 2 структуры милиции общественной безопасности, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2000 г. N 926.

    Таким образом, являясь должностным лицом милиции общественной безопасности, участковый уполномоченный милиции правомочен осуществлять по поручению начальника органа дознания предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам по преступлениям, выявление и раскрытие которых отнесено к компетенции органов внутренних дел.

    В этих случаях участковый уполномоченный милиции является дознавателем, то есть должностным лицом органа дознания, уполномоченным начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также другие полномочия, предусмотренные Кодексом (пункт 7 статьи 5 Кодекса).

    Соответственно не противоречит Кодексу и предписание подпункта 10.2 пункта 10 Инструкции, возлагающее на участкового уполномоченного милиции обязанность при обнаружении на административном участке деяний, содержащих признаки преступлений, по делам о которых предварительное расследование производится в форме дознания органами внутренних дел, самостоятельно принимать по ним предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством меры, направленные на установление обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу, а в исключительных случаях, вызванных отсутствием следователя, по поручению начальника органа дознания — по уголовным делам о преступлениях, отнесенных к подследственности органов предварительного следствия.

    Выполняя обязанности дознавателя, участковый уполномоченный милиции должен принимать предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством меры, направленные на установление обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу.

    С учетом изложенного доводы заявителя о противоречии оспариваемых предписаний Инструкции Кодексу не могут быть признаны состоятельными.

    В соответствии с частью первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.

    Руководствуясь статьями 194 — 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

    Г. в удовлетворении заявления отказать.

    Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

    Источник: http://sudbiblioteka.ru/vs/text_big2/verhsud_big_39416.htm

    Может ли инспектор ПДН проводить следственные действия, не связанные с несовершеннолетними?

    Может ли инспектор ПДН проводить следственные действия (составлять протокол ОМП)не связанные с несовершеннолетними?

    Ответы юристов ( 3 )

    Нет, инспектор ПДН правом проведения следственных действий не наделён. Такое право есть только у дознавателя или следователя.Именно документ, составленный уполномоченным лицом, будет иметь доказательственное значение

    Инспектор ПДН, участковый, сотрудник уголовного розыска и т.д. являются сотрудниками органа дознания и по поручению следователя, при его отсутствии в случае необходимости в целях фиксации, закрепления следов преступления имеют право проводить следственные действия, в том числе осуществлять осмотр места происшествия и оформлять его в соответствующем протоколе.

    По преступлениям средней тяжести участковый, к примеру, всегда имел право делать ОМП безо всяких поручений.

    Участковый может и имел право, а инспектор по делам несовершеннолетних разве имеет такое право?

    Статья 157 УПК РФ Производство неотложных следственных действий

    1. При наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса, возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия.

    2. Неотложные следственные действия производят:

    1) органы дознания, указанные в пунктах 1 и 8 части третьей статьи 151 настоящего Кодекса, — по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 2 — 6 части второй настоящей статьи;.

    Вопрос интересный. Лично я по УПК действующему ответа не нашел. Но практически уверен, что инспектор ПДН может составлять протокол ОМП. Сам, когда служил УУМ, не сталкивался с таким вопросом)

    Опять же может все зависеть от конкретных людей в прокуратуре и суде , как они это примут… Известно же :» Сколько юристов-столько мнений»

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Источник: http://pravoved.ru/question/1706419/

    Участковый уполномоченный полиции является органом дознания

    Является ли участковый уполномоченный полиции и ПДН органом дознания, наделен ли он полномочиями проводить ОРД?

    Участковый может проводить дознание, т. к. относится к органу дознания в лице территориального отдела МВД, в этой связи участковый вправе возбудить уголовное дело, однако проводить по нему предварительное расследование он не вправе в силу положения статья 151 часть 1 УПК РФ «Предварительное расследование производится следователями и дознавателями». Т.е. участковый в силу своих полномочий ни следователем ни дознавателем не является. Он может только возбудить уголовное дело и передать его для дальнейшего расследования в соответствующий орган расследования.

    Читайте так же:  Акт приема сдачи оказанных услуг образец


    Источник: http://www.9111.ru/questions/12017506/

    Деятельность УУМ по дознанию

    В своей деятельности по дознанию участковый уполномоченный милиции руководствуется нормативными правовыми актами РФ, основными из которых являются:

    Закон РФ «О милиции» от 18 апреля 1991 года № 1026-1 (с последующими дополнениями и изменениями).

    Ст. 9 Закона РФ «О милиции» устанавливает, что участковые уполномоченные милиции входят в состав милиции общественной безопасности (местной милиции), порядок образования и деятельности которой определяются Положением «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации» (утверждено Указом Президента РФ № 209 от 12 февраля 1993 года; приложение №1 к Указу).

    Одной из основных задач милиции общественной безопасности (местной милиции) является раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, и расследование производится в форме дознания.

    Милиция, являясь органом внутренних дел, представляет собой универсальный орган дознания. Вместе с тем милиция (и в частности, участковые уполномоченные) по общему правилу не должна подменять другой орган дознания, к компетенции которого относится решение вопроса о возбуждении уголовного дела и производство неотложных следственных действий. Но если в силу сложившихся обстоятельств только УУМ может принять меры к установлению и закреплению следов преступления, он, в соответствии с возложенными на него обязанностями по охране общественного порядка, может действовать в качестве дознавателя. Производство неотложных следственных действий участковому уполномоченному милиции вправе поручить начальник органа дознания.

    Участковые уполномоченные милиции обладают правом проведения некоторых процессуальных (доследственная проверка, получение объяснений, истребование документов, справок и пр.) действий, в том числе неотложных следственных действий по поручению начальника органа дознания.

    Участковые уполномоченные милиции в процессе осуществления деятельности по дознанию обязаны принимать и рассматривать любые заявления (сообщения) о преступлениях (в порядке, предусмотренном ст.144 УПК РФ) на своем административном участке (если заявление или сообщение о преступлении поступило к участковому уполномоченному, но совершено оно не на его участке, то в этом случае УУМ обязан незамедлительно сообщить о преступлении в дежурную часть по телефону или каким-либо иным способом) и разрешать их в порядке, установленным уголовно-процессуальным законом.

    Следует отметить, что согласно УПК РФ участковый уполномоченный милиции не является процессуальным лицом. Таким образом, он не может в полной мере действовать как дознаватель, а вправе осуществлять только отдельные следственные действия по поручению начальника органа дознания. Исключение составляет деятельность участкового по дознанию в отдаленных районах, сельской местности, где на него может быть возложена обязанность проводить предварительное расследование в полном объеме в соответствии УПК РФ. Изложенное позволяет определить алгоритм действий УУМ по дознанию следующим образом.

    При получении сообщения о преступлении участковый уполномоченный милиции обязан незамедлительно прибыть на место его совершения. Если сообщение подтвердилось, то участковый как можно быстрее должен сообщить в дежурную часть о совершенном преступлении и дожидаться прибытия оперативно-следственной группы.

    До прибытия оперативно-следственной группы УУМ: обеспечивает охрану места происшествия, уточняет информацию о времени, месте, способе совершения преступления, количестве преступников, очевидцах преступления, принимает меры к оказанию помощи пострадавшим.

    Источник: http://vuzlit.ru/1233051/deyatelnost_doznaniyu

    Участковый отказал в возбуждении уголовного дела?

    Участковый отказал в возбуждении уголовного дела? Наверно каждый, кто обращался с заявлением о преступлении в органы внутренних дел, в случае отказа в возбуждении уголовного дела, получал постановление об этом, составленное участковым уполномоченным.

    Такая практика сложилась на протяжении уже нескольких лет и вполне устраивает руководителей органов внутренних дел. Чем же обусловлена такая практика, которая с точки зрения закона – порочна. Вероятнее всего не укомплектованностью штатов дознавателей и следователей, то есть тех должностных лиц, которые уполномочены законом проводить проверки по сообщениям о преступлениях в пределах своей компетенции и принимать решения о возбуждении уголовного дела, либо об отказе в возбуждении уголовного дела, или передаче сообщения о преступлении по подследственности. При нехватке следователей и дознавателей, а зачастую в связи с их загруженностью начальники органов внутренних дел поручают производство проверки в порядке ст.144 УПК РФ оперуполномоченным, участковым, инспекторам по делам несовершеннолетних и другим сотрудникам полиции (милиции). А могут ли указанные сотрудники проводить такие проверки, возбуждать или отказывать в возбуждении уголовных дел? Мне представляется, что нет!

    Давайте обратимся к уголовно-процессуальному кодексу РФ, который регламентирует уголовный процесс на всех его стадиях. Проверка по сообщению о преступлении относится к стадии возбуждения уголовного дела. Часть 1 статьи 144 УПК РФ устанавливает, что проверку по сообщению о преступлении проводит должностное лицо в пределах своей компетенции, при этом компетенция и указание должностных лиц изложены статье 151 УПК РФ, из неё следует, что уголовные дела относятся к компетенции дознавателей и следователей. Компетенция следователей и дознавателей устанавливается в зависимости от их принадлежности к определенным правоохранительным органам.

    Так дела по угону ч.1 ст.166 УК РФ относятся к компетенции дознавателей органов внутренних дел, дела по должностным преступлениям – к компетенции следователей следственного комитета РФ.

    Поэтому логично, что проверку по сообщению о преступлении уполномочено проводить только то должностное лицо, пределы компетенции которого указаны в ст.151 УПК РФ. В практике я столкнулся с оппонентом – федеральным судьей, которая сослалась на часть 1 ст.145 УПК РФ в которой указано, что по результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений… Таким образом по мнению оппонента орган дознания, к которому относится участковый уполномоченный тоже вправе принимать решение и соответственно проводить проверку по сообщению о преступлении.

    Понятие органа дознания раскрыто в ст.40 УПК РФ. Действительно, в пункте 1 части 1 названной статьи, к органам дознания причислены целиком органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции. То есть весь отдел полиции является органом дознания и вроде бы действительно любой сотрудник полиции может разрешать вопросы о возбуждении уголовного дела, либо об отказе в возбуждении уголовного дела? Но тогда зачем в части 1 статьи 145 УПК РФ последовательно перечислены органы дознания и дознаватели, ведь дознаватели итак входят в состав органа дознания? Зачем законодателю перечислять в своей норме орган дознания и дознавателя входящего в этот орган – отдельно, через запятую, почему при этом не перечисляются все должностные лица органа дознания – отдела полиции?

    Читайте так же:  Пристройка к дому как оформить документы

    Ответ мне представляется простым — потому что в части 1 статьи 145 УПК РФ законодатель имел ввиду орган дознания в составе которого отсутствуют дознаватели. На самом деле понятие органа дознания не ограничивается пунктом 1 части 1 ст. 40 УПК РФ, то есть органом внутренних дел. В пункте 3 части первой названной статьи к органам дознания причислены командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов, где попросту может не быть дознавателей.

    А в части третьей этой же статьи полномочия по возбуждению уголовных дел предоставлены капитанам морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителям геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, главам дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, где штатных должностей дознавателей уж точно нет. Мои доводы подтверждает и норма статьи 41 УПК РФ, устанавливающая самостоятельный статус дознавателей и возлагающая именно на них полномочия по дознанию в органах дознания. Таким образом, те органы дознания, которые имеют в своей структуре дознавателей должны поручать проверку сообщений о преступлении именно им с учетом их компетенции, проверку же по преступлениям относящимся к компетенции следователей должны проводить следователи.

    В практике я встретился с удивительным случаем, когда проверку по заявлению о преступлении, предусмотренном пунктом “в” части 3 статьи 286 УК РФ прокурор района поручил проводить конечно- же – участковому уполномоченному! Речь шла о превышении своих полномочий директором БТИ, повлекшим тяжкие последствия для многих граждан, оставшихся в результате этого без квартир за которые они заплатили. В соответствии со ст.151 УПК РФ проверка по такому преступлению находится в компетенции следователя следственного комитета, однако закон был нарушен самим надзирающим органом, в результате участковый не выполнив ни единого проверочного мероприятия вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

    Источник: http://xn--90afdnexwchkc4htb.xn--p1ai/%D0%A3%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9-%D0%BE%D1%82%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BB-%D0%B2-%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%B1%D1%83%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8-%D1%83%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B0

    Ведёт ли уголовные дела участковый?

    Здравствуйте, если дело по статье 116 ведёт участковый, то это скорее 6.1.1 статья? Первое нарушение у гражданина. И кто вообще определяет по материалу дела статью?

    Ответы юристов ( 2 )

    Доброй ночи, Алина. Участковые уполномоченные полиции не наделены полномочиями по расследованию уголовных дел. Расследование осуществляют следователи или дознаватели в зависимости от подследственности, определенной ст. 151 УПК РФ.

    Участковые уполномоченные полиции могут проводить доследственные проверки в порядке, установленном ст.ст. 144-145 УПК РФ, в том числе принимать решения об отказе в возбуждении уголовного дела. .

    Квалификация содеянного определяется совокупностью определенных признаков образующих либо состав преступления, предусмотренного УК РФ, либо состав административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ.

    Определяет уже прокурор статью в дальнейшем или может и участковый?

    Определяет уже прокурор статью в дальнейшем или может и участковый?
    Алина

    Определяет как раз участковый, то есть лицо, проводящее проверку.

    Если в ходе проведения проверки участковый установит наличие состава преступления, то он передает материалы для возбуждения уголовного дела в органы следствия или дознания. Прокуратура не наделена полномочиями по возбуждению уголовных дел.

    Спасибо, статьей 6.1.1 тоже занимается прокуратура? Так как дело вернули оттуда

    Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.1.1 КоАП РФ составляют сотрудники полиции. Дело рассматривает мировой судья.

    В соответствии со ст.112 УПК решать вопрос о возбуждении уголовного дела могут только прокурор, следователь, орган дознания и судья.
    Прокурор вправе возбудить уголовное дело о любом преступлении,
    независимо от подследственности дела. Это вытекает из возложенной на прокурора функции уголовного преследования, выполняя которую он или его заместитель «…по основаниям установленным законом, возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности».

    Следователь возбуждает уголовные дела в пределах своей компетенции, исходя из правил о подследственности (ст. 126 УПК). Если данные о преступлении получены непосредственно следователем, то он выносит постановление о возбуждении уголовного дела и принимает его к своему производству для расследования.

    Источник: http://pravoved.ru/question/1609053/

    Евразийский юридический портал

    Бесплатная юридическая консультация онлайн, помощь юриста и услуги адвоката

    Производство дознания органами внутренних дел Российской Федерации

    Основной объем работы по производству дознания осуществляет милиция, являющаяся составной частью МВД России РФ (ст. 1 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции», подпункт 8 п. 8 Положения о Министерстве внутренних дел России, утвержденного Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 927 «Вопросы Министерства вну­тренних дел РФ»).

    Следует отметить, что понятие «милиция» в УПК РФ не определено, и данный термин исключен и заменен тер­мином «органы внутренних дел Российской Федерации». Тем самым статусом органа дознания обладают органы вну­тренних дел в целом, а не его подразделения. Закон РФ «О милиции» не вносит ясности в рассматриваемый вопрос, а еще более запутывает его, возлагая дознание на два органа дознания в системе МВД России: криминальную милицию и милицию общественной безопасности (ст. 8-9). При этом каждый их них наделяется своими, отличительными друг от друга функциями и полномочиями.

    Правомочия криминальной милиции определены По­становлением Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. № 925 «О подразделениях криминальной милиции», ее структу­ра включает:

    Читайте так же:  Корпоративное обучение сотрудников — что это такое, плюсы и минусы

    — подразделение по борьбе с экономическими престу­плениями;

    — подразделение по налоговым преступлениям;

    — подразделение по противодействию экстремизму;

    — подразделение специальных технических меро­приятий;

    — подразделение собственной безопасности;

    — отряды милиции специального назначения;

    — подразделение оперативно-розыскной информации;

    — подразделение по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите.

    Основными задачами является предупреждение, пре­сечение, выявление и раскрытие преступлений, по делам о которых в большинстве случаев обязательно производство предварительного следствия, свои процессуальные полно­мочия криминальная милиция использует в основном для проведения неотложных следственных действий в порядке ст. 157 УПК РФ.

    Деятельность милиции общественной безопасности регламентируется Указом Президента РФ от 12 февраля 1993 г. № 209 «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации» и Поста­новлением Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. № 926 «О подразделениях милиции общественной безопасно­сти», ее структура включает:

    1) дежурные части;

    2) участковых уполномоченных милиции;

    3) Государственную инспекцию безопасности дорож­ного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации;

    4) изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых;

    5) специальные приемники для содержания лиц, аре­стованных в административном порядке;

    6) приемники-распределители для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество;

    7) медицинские вытрезвители при органах внутрен­них дел;

    8) центры временной изоляции для несовершеннолет­них правонарушителей;

    9) отряды милиции особого назначения;

    а) милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел;

    в) патрульно-постовой службы милиции;

    г) лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью;

    д) охраны и конвоирования подозреваемых и обви­няемых;

    е) по делам несовершеннолетних;

    ж) по борьбе с правонарушениями в сфере потреби­тельского рынка и исполнению административного зако­нодательства;

    з) по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств;

    и) органов внутренних дел на воздушном транспорте по досмотру.

    Милиция общественной безопасности выполняет задачи по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, по делам о которых производ­ство предварительного следствия необязательно, поэтому именно она выполняет основную работу по производству дознания в порядке п. 1 ч. 3 ст. 151 УПК РФ и именно в ее структуре действуют специализированные подразделения дознания, состоящие из дознавателей и их непосредствен­ных начальников. Последние осуществляют функции ор­ганизационного руководства и ведомственного контроля за их деятельностью, но не обладают процессуальными полномочиями органа дознания.

    Вместе с тем вправе ли иное должностное лицо органа дознания — участковый уполномоченный и т. д. выполнять неотложные следственные действия и производство до­знания по поручению начальника органа дознания? Как правило, это обусловливается потребностями практики. Именно в их отношении законодатель употребил дефини­цию «должностное лицо органа дознания. уполномочен­ное начальником органа дознания» (п. 7 ст. 5 УПК РФ).

    Так, в Инструкции по организации деятельности участ­кового уполномоченного милиции, утвержденной после вступления в силу УПК РФ приказом МВД России от 16 сентября 2002 г. № 900, предусматривается возможность осуществления дознания по поручению начальника органа дознания участковым уполномоченным милиции. Однако такое использование противоречит другим статьям про­цессуального закона. Если оперативный сотрудник упол­номочен быть дознавателем, то на него полностью распро­страняются положения ст. 41 УПК РФ. Это означает, что он, во-первых, получает право производить дознание, но не получает право принимать какие-либо решения по ма­териалам, подследственным следователю (ч. 1); во-вторых, он лишается права производить оперативно-розыскные мероприятия по тем материалам, по которым осущест­вляет процессуальную деятельность (ч. 2). В итоге пробле­ма осуществления полномочий органов издания только запутывается.

    Верховный суд России высказал по данному вопросу противоположное мнение.

    Кроме того, в согласно п. 2 упомянутого Положения в систему Министерства входят внутренние войска, согласно п. 3 ч. 1 ст. 40 УПК их командиры (начальники) относятся к органам дознания по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими внутренних войск и ины­ми лицами, перечисленными в п. 4 ч. 2 ст. 157 УПК. Однако на них возлагается обязанность лишь возбудить уголовное дело по таким преступлениям и провести неотложные следственные действия.

    Вызывает некоторые сомнения целесообразность и необходимость производства дознания сотрудниками от­делов (отделений) по организации дознания МВД, ГУВД, УВДТ и др., что прямо вытекает из содержания Типового положения об управлении (отделе, отделении, группе) организации дознания Министерства внутренних дел, Главного управления внутренних дел, управления внутрен­них дел по субъекту России, управления внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управления внутренних дел в закрытых административно­территориальных образованиях, на особо важных и ре­жимных объектах.

    Поэтому размытие в УПК РФ наименования «органы внутренних дел, которые правомочны проводить дознание» может привести к тому, что все структурные подразделе­ния органов внутренних дел будут считать себя компетент­ными в проведении дознания по делам своей специфики. Это замечание верно и потому, что следователи, по мне­нию Л.И.Даньшиной, как сотрудники органов внутренних дел не могут быть подчинены начальнику органа дознания, которому следователь вправе давать обязательные для ис­полнения поручения.

    Поэтому, как отмечает Т.А.Левинова, необходимо вер­нуться к прежнему наименованию органа дознания — ми­лиция. Она считает, что органом дознания является мили­ция, а не органы внутренних дел.

    Однако и в этом случае остается вопрос: все ли долж­ностные лица, имеющие специальные звания милиции, вправе производить дознание. В настоящее время в законах и ведомственных нормативных актах не конкретизирован перечень органов дознания в системе органов внутренних дел, не определена компетенция каждого из них.

    Для этого необходимо определить задачи каждой из служб, а также конкретные участки, зону ответственности для каждой из служб. Следует строжайше запретить ис­пользование данных служб и подразделений для выполне­ния несвойственных им задач. Частично это был призван сделать приказ МВД РФ «Об организации комплексного использования сил и средств органов внутренних дел Рос­сийской Федерации по обеспечению правопорядка в обще­ственных местах» № 81 от 29 января 2008 года, вступивший в силу с 01 июля 2008 г.

    Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 4 (23) 2010

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Источник: http://www.eurasialegal.info/index.php/legal-articles/232-2013-04-02-08-41-21/2197-2013-05-15-07-02-00

    Является ли участковый органом дознания
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here