Требования 152 фз о персональных данных

Сегодня мы раскроем тему: "Требования 152 фз о персональных данных". Здесь собрана и агрегирована полезная тематическая информация. Если в процессе чтения возникли вопросы, то вы можете их сразу же задать дежурному консультанту.

Требования 152 фз о персональных данных

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В соответствии с частью 1 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В п. 2 части 2 ст. 22 установлено, что оператор вправе осуществлять обработку персональных данных без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных, полученных оператором в связи с заключением договора, стороной которого является субъект персональных данных, если персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта персональных данных и используются оператором исключительно для исполнения указанного договора и заключения договоров с субъектом персональных данных.
Сторонами договора являются два юридических лица (заказчик и исполнитель), а не физическое лицо (субъект персональных данных), но согласно условиям договора заказчик передает персональные данные о своих работниках исполнителю для исполнения договора. Помимо данных о фамилиях, именах и отчествах сотрудников заказчика, исполнителю передаются их паспортные данные.
Обязан ли в таком случае исполнитель уведомлять уполномоченный орган об осуществлении обработки персональных данных, полученных от заказчика, так как он будет передавать их третьим лицам?

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ложечникова Елена

Ответ прошел контроль качества

2 августа 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, на который возлагается обеспечение контроля и надзора за соответствием обработки персональных данных требованиям настоящего Федерального закона, является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере связи и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 N 228.
*(2) Более подробно об этом смотрите Вопрос: Между юридическими лицами заключен договор оказания услуг по техническому обслуживанию оборудования. Заказчик в рамках своего внутреннего регламента запросил информацию по конечным бенефициарам (персональные данные). Может ли исполнитель с письменного согласия субъектов персональных данных передать информацию на бумажном носителе без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных? Может ли в данном конкретном случае применяться исключение, предусмотренное п. 8 части 2 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных»? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2017 г.)

Источник: http://www.garant.ru/consult/civil_law/1131498/

​​Закон 152 о персональных данных

​​С законом «О персональных данных» № 152-ФЗ так или иначе, сталкивались все. Ведь персональные данные — это наши Ф. И. О., паспортные данные, адрес проживания и другие сведения, защищены законом. Например, приходя в поликлинику или любое другое учреждение, при заключении договора об оказании услуг, гражданина просят подписать согласие на обработку персональных данных. Именно поэтому, так важно понимать, что такое персональные данные, зачем требуется согласие на их обработку, каким образом они обрабатываются и можно ли отозвать ранее данное согласие.

Описание закона

Государственным, муниципальным органам, а также частным организациям приходится работать с персональными данными граждан. Организации и государственные органы их хранят, обрабатывают, передают. Так как эта сфера потребовала законодательного урегулирования, возникла необходимость принятия закона.

Такой закон был принят в 2006 году. В нем отражены основные требования к организациям и государственным органам (операторам), которые имеют доступ к личным данным гражданина, имеют право на обработку и хранение такой информации.

Закон «О персональных данных» был принят в 2006 году, 27 июля. Позднее в него вносились поправки, в 2009, 2011 годах. В 2017 увеличена сумма штрафных санкций.

Главные понятия и важные детали

Рассмотрим более подробно.

Кто попадает под его действие

Ознакомиться с текстом данного закона необходимо всем, кто имеет дело с персонифицированной информацией. Это могут быть:
  • государственные органы;
  • муниципальные органы;
  • муниципальные поликлиники;
  • клиники на частной основе;
  • частные организации;
  • банки;
  • ресурсы интернета.

Категории персональных данных

Персональными данными называются сведения личного характера, которые имеют непосредственное отношение к гражданину, позволяющие его идентифицировать. Это могут быть:
  • Ф. И. О.;
  • паспортные данные;
  • адрес и номер телефона;
  • сведения о состоянии здоровья, семейном положении и другие.

Порядок использования

Персонифицированная информация, как правило, предоставляется лично гражданином при обращении им в поликлиники, банки, различные организации. При этом, представитель организации должен предоставить на подпись гражданину согласие об использовании персональных данных, это требование закона.

Равноценным такому документу признается электронный документ с электронной цифровой подписью. Согласие об обработке данных должно включать:

  • паспортные данные;
  • Ф. И. О.;
  • данные оператора (например, медицинское вмешательство при обращении в клинику);
  • цель получения данных;
  • перечень личной информации и список производимых с ней действий.

Личная информация может анализироваться в случаях, если:

  • гражданин добровольно дал согласие;
  • информация понадобилась для государственных органов для выполнения ими своих полномочий, предусмотренных законом;
  • информация требуется судебным органам;
  • существует угроза жизни лица;
  • проводится анализ данных статистики.

В последнем случае данные могут быть обезличены.

Основные права субъектов

Субъектом персональных данных является гражданин, добровольно предоставляющий свои персонифицированные данные для обработки оператором.
  • потребовать от оператора чтобы тот уничтожил, дополнил или обновил информацию;
  • получать сведения о том, кто, каким образом и с какой целью обрабатывает его персонифицированные данные;
  • получать сведения, касающиеся обработки его личных данных.

Чтобы получить у оператора сведения об обработке личных данных, субъекту нужно направить запрос оператору, с указанием своих паспортных данных, а также подтверждения о передаче своих персональных данных. Запрос может быть направлен как письменно, так и в электронном виде с электронной цифровой подписью.

Читайте так же:  Что делать, если у вас украли трудовую книжку

Существенные стороны закона

Основные требования закона:
  1. Требования к обороту информации на территории Российской Федерации. Подразумевается, что личные сведения, используемые операторами, должны быть получены из источников внутри страны. Не может быть использована информация, полученная из зарубежных источников. Храниться все данные должны только на российских серверах;
  2. Требования к конфиденциальности. Организация, имеющая доступ к личным данным гражданина, обязана обеспечить их сохранность. При этом под личными данными понимаются все сведения, относящиеся непосредственно к личности;
  3. Требования к добровольности. Организация, использующая личные данные, должна иметь согласие лица, чьи данные она использует.

Выполнение требований

Операторы, выполняя требования закона, производят следующие действия:
  1. Производят ознакомление гражданина с целями, условиями обработки личных данных перед их получением, а также получают письменное согласие;
  2. Запрашивают только те данные, которые требуются. Немотивированный запрос лишних сведений может стать основанием для штрафа;
  3. Предпринимают действия для защиты баз данных, регламентируют работу с ними внутри организации, назначают ответственных лиц;
  4. Уведомляют контролирующие органы о процессах обработки информации.

Персональные данные работника

Персональные данные работника включают в себя любую личную информацию, это может быть:
  • Ф. И. О.;
  • паспортные данные;
  • дата рождения;
  • фактическое место проживания и адрес прописки;
  • сведения о зарегистрированных браках и количестве детей;
  • кредиты и займы;
  • другая информация личного характера.

Ответственность за нарушение законодательства

Поправками 2017 года увеличена сумма штрафов за несоблюдение требований закона. Сумма штрафных санкций составит 10000-70000 рублей.

Нарушения в сфере закона «О защите персональных данных» включены в кодекс об административных правонарушениях РФ. Нарушениями признаются:

  1. При работе с сайтами. Если у посетителя сайта будут запрошены сканы документов, либо ему будет предоставлена недостоверная информация о цели запроса личных данных, владельцу сайта будет назначен штраф в размере 3000 руб. для физического лица и 50000 для юридического лица. При отсутствии на сайте пользовательского соглашения сумма штрафа возрастет до 5000 руб. для физического лица и 75000 для юридического лица;
  2. За рассылку оповещений людям, от которых не было получено согласие на получение сообщений рекламного характера посредством электронной почты или смс, наказывается штрафом в размере 3000 руб. для физического лица и 50000 для юридического лица;
  3. Если организация отказывает гражданину в ответ на законное требование предоставить сведения о том, как хранятся, передаются и обрабатываются его личные данные, либо сведения предоставляет, но заведомо искаженные, то такой организации будет назначен штраф. Варианты: организация не удаляет личные данные клиента по его требованию, либо иным образом препятствует его законному праву на отзыв ранее данного согласия. Такие действия наказываются штрафом в размере 2000 руб. для физического лица и 45000 для юридического лица, для предпринимателя 20000 руб.

Последние изменения ФЗ «О защите персональных данных»

В 2009 году были уточнены требования к информационным системам обработки, которые необходимо было привести в соответствие с новыми требованиями. В 2011 году были скорректированы понятия и формулировки относительно персональных данных, условия по их обработке.

Источник: http://zakonoved.su/zakon-152-o-personalnyh-dannyh-otvetstvennost.html

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) персональные данные — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);

2) оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;

3) обработка персональных данных — любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;

4) автоматизированная обработка персональных данных — обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;

5) распространение персональных данных — действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц;

6) предоставление персональных данных — действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;

7) блокирование персональных данных — временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных);

8) уничтожение персональных данных — действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных;

9) обезличивание персональных данных — действия, в результате которых становится невозможным без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных;

10) информационная система персональных данных — совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств;

11) трансграничная передача персональных данных — передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу.

Судебная практика и законодательство — 152-ФЗ О персональных данных. Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Согласно статье 3 названного Федерального закона персональными данными признается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

В статье 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных» указано, что персональными данными является любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Таким образом, информация о привлечении к административной ответственности физических лиц относится к персональным данным и может быть получена только с их согласия.

Читайте так же:  Кто кем работает и сколько зарабатывает

Отказывая в удовлетворении требований, суды руководствовались статьями 20.3, 126, 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 137, 155, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 2, 3, 6, 7, 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» и исходили из недоказанности конкурсным управляющим права и наличия оснований для получения истребуемой информации, а также обязанности директора ответчика по удовлетворению такого требования в любом случае.

Письмом от 13.11.2014 общество сообщило, что указанный номер принадлежит ресурсу нумерации компании ОАО «Санкт-Петербург Телеком» (информация с официального источника на сайте Федерального агентства связи). Иную информацию общество отказалось предоставить со ссылкой на статью 23 Конституции Российской Федерации, статью 63 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» (далее — Закон о связи), статью 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон о персональных данных).

Однако при всей добросовестности лица, оспаривающего решение собрания, персональное уведомление каждого участника соответствующего гражданско-правового сообщества может оказаться невозможным, в том числе в силу предписаний статей 3 и 7 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных», запрещающих раскрывать третьим лицам персональные данные без согласия субъекта персональных данных. Учитывая вероятные затруднения, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 65 названного постановления разъяснил, что юридически значимое сообщение (уведомление) может осуществляться в иной форме, соответствующей характеру сообщения и отношений, информация о которых содержится в таком сообщении, когда можно достоверно установить, от кого исходило сообщение и кому оно адресовано (например, в форме размещения на сайте хозяйственного общества в сети «Интернет» информации для участников этого общества, в форме размещения на специальном стенде информации об общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и т.п.).

На основании статьи 3, пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона N 152-ФЗ, пункта 1 статьи 102 НК РФ, статьи 28 Основ о нотариате суд пришел к правильному выводу о том, что утвержденная Приказом Форма N 5-2 не противоречит этим нормам действующего законодательства, так как отражающиеся в ней общие сведения о доходах нотариусов при осуществлении нотариальной деятельности по субъекту Российской Федерации не могут быть отнесены к персональным данным и не являются сведениями, составляющими налоговую тайну. Как правильно указано в решении суда, такие сведения предоставляются государственным нотариальными конторами и нотариальными палатами субъектов Российской Федерации в территориальные органы Минюста России по субъектам Российской Федерации, которые обеспечивают их представление в Минюст России. При этом персонифицированные сведения о доходах нотариуса ни в Минюст России, ни в его территориальные органы не поступают.

Однако при всей добросовестности лица, оспаривающего решение собрания, персональное уведомление каждого участника соответствующего гражданско-правового сообщества может оказаться невозможным, в том числе в силу предписаний статей 3 и 7 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных», запрещающих раскрывать третьим лицам персональные данные без согласия субъекта персональных данных. Учитывая вероятные затруднения, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 65 названного постановления разъяснил, что юридически значимое сообщение (уведомление) может осуществляться в иной форме, соответствующей характеру сообщения и отношений, информация о которых содержится в таком сообщении, когда можно достоверно установить, от кого исходило сообщение и кому оно адресовано (например, в форме размещения на сайте хозяйственного общества в сети «Интернет» информации для участников этого общества, в форме размещения на специальном стенде информации об общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и т.п.).

Указанные понятия использованы в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных».

персональные данные — любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация;

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года «О персональных данных» [1] к общедоступным персональным данным относятся персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен с согласия субъекта персональных данных или на которые в соответствии с федеральными законами не распространяется требование соблюдения конфиденциальности.

Конфиденциальность ПДн — обязательное для соблюдения оператором или иным получившим доступ к ПДн лицом требование не допускать их распространения без согласия субъекта ПДн или иного законного основания (пункт 10 статьи 3 Федерального закона «О персональных данных»). Обеспечение конфиденциальности ПДн не требуется в случае обезличивания ПДн и в отношении общедоступных ПДн (пункт 2 статьи 7 Федерального закона «О персональных данных»).

Персональные данные — любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация (Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» статья 3 часть 1).

Статья 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных».

3. Представитель нанимателя в лице Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее — Министр), осуществляющий полномочия нанимателя от имени Российской Федерации (далее — представитель нанимателя), а также директор Департамента управления делами и кадров Минприроды России обеспечивают защиту персональных данных гражданских служащих, содержащихся в их личных делах, от неправомерного их использования или утраты.

Статья 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных».

оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных ;

2. В настоящем Положении в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» используются следующие основные понятия»:

персональные данные — любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация;

Читайте так же:  Гемба менеджмент — что это такое

2. В Положении в соответствии со статьей 3 Федерального закона N 152-ФЗ используются следующие основные понятия:

персональные данные — любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация;

Источник: http://legalacts.ru/doc/152_FZ-o-personalnyh-dannyh/glava-1/statja-3/

Практическое руководство по выполнению требований 152-ФЗ

Каждая организация, обрабатывающая персональные данные (далее — Оператор), сталкивается с вопросом приведения своих информационных систем в соответствие с требованиями законодательства. Рассмотрим плюсы и минусы распространенных сценариев поведения Операторов и предложим альтернативный подход.

Отношение Операторов персональных данных к требованиям законодательства разнообразно. Кто-то предпочитает ничего не делать, не подавать уведомление об обработке ПДн в Роскомнадзор и надеяться, что вопросы контроля обработки ПДн его не коснутся. Кто-то отдает вопросы защиты информации полностью на откуп сторонним организациям. Кто-то находит шаблонные комплекты организационно-распорядительных документов в общедоступных источниках, корректирует их, распечатывает и на этом останавливается. Каждый из этих подходов имеет свои недостатки.

Бездействие Оператора не спасает его от плановых или внеплановых (например, организованных по жалобе субъекта ПДн) проверок контролирующих органов. На фоне новостей о постоянно растущих штрафах за нарушения требований обработки ПДн такой подход выглядит малопривлекательным.

При полной передаче вопросов защиты информации на аутсорсинг появляется риск значительно переплатить. Это часто выливается в покупку дорогостоящих средств защиты информации с избыточной и не всегда востребованной функциональностью. Кроме того, созданная и внедренная система защиты без поддержки пользователей и администраторов Оператора в какой-то момент перестает быть актуальной. Ведь система защиты — это не только реализация технических мер и средств, а еще и организационные мероприятия, направленные на выработку сотрудниками Оператора норм и правил корректного отношения к защищаемой информации.

Шаблонные комплекты из сети позволяют создать лишь видимость защиты информации, при этом информационные системы фактически остаются уязвимы и подвержены угрозам.

Мы предлагаем синтетическую концепцию, когда уполномоченное лицо Оператора самостоятельно проходит определенные шаги построения системы защиты. А на этапе технической реализации системы защиты возможно привлечение специализированных организаций.

Такой подход позволяет уполномоченным лицам Оператора лучше понять существующие процессы обработки информации, включить в работу всех заинтересованных лиц и в результате получить эффективную систему защиты информации. Рассмотрим подход подробнее.

Нормативная база

Каждый оператор, приступая к работе, задается вопросом — с чего начать? Определимся с нормативной базой, на которую будем опираться.

Мы рекомендуем начинать с идентификации систем, в которых осуществляется обработка ПДн, и их детального изучения. Дальнейшие действия будут зависеть от того, какая перед нами система.

Разберем порядок действий на отдельно взятой информационной системе.

ГИС или не ГИС

Видео (кликните для воспроизведения).

Сначала необходимо понять, относится ли рассматриваемая система к государственным информационным системам (ГИС) или нет. От этого будет зависеть подход к защите. Как определить, ГИС перед нами или нет, описано в отдельной статье.

Рекомендации для систем обработки ПДн далее по тексту будем называть «для ИСПДн», рекомендации для государственных систем — «для ГИС».

Актуальные угрозы ИБ

Необходимо определить, какие угрозы ИБ актуальны для рассматриваемой информационной системы. Определение актуальных угроз производится в соответствии с «Методикой определения актуальных угроз безопасности персональных данных». В общем случае алгоритм выглядит так:

  1. По совокупности ответов на ряд первичных вопросов делается вывод об исходной защищенности информационной системы.
  2. Формируется перечень рассматриваемых угроз на основании «Базовой модели угроз безопасности персональных данных» и Банка данных угроз безопасности информации (см. выше). Для каждой угрозы экспертным путем определяется вероятность реализации.
  3. На основании вероятности реализации и уровня исходной защищенности определяется коэффициент реализуемости для каждой угрозы.
  4. Для каждой угрозы экспертным путем определяется показатель опасности для ИС и Оператора.
  5. На основании показателей реализуемости и опасности делается вывод об актуальности для каждой угрозы. Формируется перечень актуальных угроз.

Уровень защищенности ИСПДн

Необходимо определить, к какому типу относятся актуальные угрозы. Существуют три типа угроз:

  • связанные с наличием недекларированных возможностей в системном программном обеспечении;
  • связанные с наличием недекларированных возможностей в прикладном программном обеспечении;
  • не связанные с наличием недекларированных возможностей в системном и прикладном программном обеспечении.

Рассматриваем каждую угрозу в отдельности. Определяем, к какому максимальному типу они относятся.

Следующим шагом необходимо определить категорию обрабатываемых данных. Существуют следующие категории персональных данных:

В одной ИС могут обрабатываться несколько категорий персональных данных. Подробное определение категорий дано в № 152-ФЗ.

Необходимо определить объем обрабатываемых ПДн. Здесь возможны 3 вариации:

  • до 100 тысяч;
  • более 100 тысяч;
  • ПДн сотрудников Оператора (без привязки по объему).

На основании типа угроз, категории ПДн и объема ПДн делается вывод об уровне защищенности системы в соответствии с постановлением Правительства № 1119.

Для Определения УЗ можно воспользоваться специальной таблицей:

Класс ГИС

Если рассматриваемая система относится к ГИС, необходимо определить ее класс в соответствии с приказом ФСТЭК № 17 от 11.02.2013.

Для этого определяются дополнительные к предыдущему разделу показатели:

  1. Масштаб ГИС. Может быть федеральным, региональным и объектовым. Критерии определения зафиксированы в приказе ФСТЭК №17.
  2. Уровень значимости информации — определяется степенью возможного ущерба Оператора от нарушения конфиденциальности, целостности или доступности информации. Имеет три значения по убыванию значимости — УЗ1, УЗ2, УЗ3. Определяется экспертным путем. Критерии определения зафиксированы в приказе ФСТЭК № 17.

На основании уровня значимости и масштаба ИС делается вывод о классе ГИС.

Базовый набор мер

После определения уровня защищенности и класса (для ГИС) нужно перейти к формированию общего перечня требований и мер, которые необходимо обеспечить в ИС.

Для ИСПДн требования формируются в соответствии с определенным уровнем защищенности на основании № 152-ФЗ, постановления Правительства № 1119, приказа ФСБ РФ № 378 и приказа ФСТЭК № 21.

Для ГИС, помимо требований, необходимых для ИСПДн, дополнительно добавляются требования приказа ФСТЭК № 17.

В результате должен быть сформирован общий перечень требований и мер, которые необходимо обеспечить в ИС. Назовем его базовый набор мер.

Адаптированный набор мер

Следующим шагом является анализ полученного базового набора мер и его актуализация. То есть удаление из него всех мер, несвойственных рассматриваемой информационной системе. Например, удаляем меру «Защита беспроводных сетей», если беспроводные технологии в ИС не применяются. В итоге получаем адаптированный базовый набор мер.

Дополненный набор мер

Исследуем адаптированный базовый набор мер и соотносим его с перечнем актуальных угроз ИБ. В случае если ни одна мера не закрывает отдельную актуальную угрозу, дополняем набор дополнительными мерами. В результате все актуальные угрозы должны быть закрыты мерами ИБ из набора мер. На выходе получаем дополненный адаптированный базовый набор мер.

Система защиты информации

В соответствии с полученным набором мер осуществляется выбор технических средств защиты или организационных мероприятий, направленных на выполнение мер. Происходит формирование проекта системы защиты информации.

Читайте так же:  Вернуть налог за лечение зубов документы

Для ИСПДн сертифицированные средства защиты информации применяются для закрытия актуальных угроз ИБ.

Для ГИС применяются только сертифицированные средства защиты информации.

Реализуется внедрение системы защиты по созданному проекту. Внедряются организационные меры и технические средства защиты. Разрабатываются политики, положения, инструкции, которые внедряются в процессы обработки информации. Устанавливаются, настраиваются и вводятся в эксплуатацию средства защиты информации. На этом этапе привлекаются специализированные организации, оказывающие соответствующие услуги. При самостоятельном внедрении ознакомьтесь с типичными ошибками при построении СЗПДН.

Контур-Безопасность: Разработка, внедрение и сопровождение систем защиты ПДн.

Аттестация

После введения системы защиты в эксплуатацию проводится оценка соответствия принятых мер требованиям законодательства.

Для ИСПДн оценка соответствия в форме аттестации не обязательна. Достаточным является проведение испытаний на соответствие требованиям безопасности с выдачей заключения. Испытания могут быть проведены оператором как самостоятельно, так и с привлечением специализированных организаций.

Для ГИС оценка соответствия в форме аттестации является обязательной процедурой. Для аттестации по требованиям безопасности информации необходимо привлечение специализированной организации, уполномоченной на данную деятельность.

Контур-Безопасность проводит аттестационные испытания и выдает аттестаты соответствия требованиям по безопасности информации.

Что в итоге

В результате данного подхода получаем систему защиты информации. Как видим, привлечение специализированных организаций происходит только на заключительных этапах. Данный подход позволяет сэкономить организациям значительные средства, так как основную часть работ они выполняют самостоятельно.

Кроме того, последовательно выполняя шаги, уполномоченные лица Операторов напрямую участвуют в работе по защите ИС, что должно положительно сказаться на эффективности полученной системы защиты информации.

А что потом?

Система защиты информации внедрена и принята в эксплуатацию. Можно ли успокоиться и забыть о ней? Конечно нет. Мир информационных систем и технологий очень изменчив. Технологии развиваются и совершенствуются, изменяются информационные системы. Возможно, через какое-то время угрозы ИБ, которые не были актуальны при проектировании системы защиты, станут актуальны. Для поддержания системы защиты информации в рабочем состоянии рекомендуем проводить аудит информационной безопасности не реже одного раза в год, привлекая для этого специалистов — либо собственными силами.

Удачи на пути создания собственной эффективной системы защиты информации.

Станислав Шиляев, руководитель проектов по информационной безопасности компании «СКБ Контур»

Источник: http://kontur.ru/articles/1763

Как соответствовать 152 ФЗ о персональных данных?

Общий порядок обработки персональных данных установлен федеральным законом № 152-ФЗ от 27.07.2006 «О персональных данных». О нём мы рассказали в нашей предыдущей статье «В чём суть закона».

Этот порядок конкретизирован и детализирован в постановлении Правительства Российской Федерации № 1119 от 01.11.2012 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных».

Кто обеспечивает защиту данных?

Согласно указанному постановлению Правительства № 1119, безопасность персональных данных при их обработке в информационной системе обеспечивает оператор этой системы, который обрабатывает эти данные, или лицо, осуществляющее обработку этих данных по поручению оператора на основании заключённого с этим лицом договора.

Что защищать и от чего?

В постановлении Правительства определены три типа угроз и четыре уровня защищённости персональных данных.

Под угрозами Правительство понимает совокупность условий и факторов, создающих актуальную опасность несанкционированного, в том числе случайного, доступа к персональным данным при их обработке в информационной системе, результатом которого могут стать уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение этих данных, а также иные неправомерные действия.

Как защищать?

КЛАССИФИКАЦИЯ УРОВНЕЙ ЗАЩИТЫ

В следующей таблице, составленной по содержанию постановления, указаны условия, по которым должен быть обеспечен тот или иной уровень защищённости персональное информации.

* «С» — специальные; «Б» — биометрические; «О» — общедоступные; «И» — иные.** Относятся ли данные к работникам оператора или нет? Если — нет, имеет значение общее число частных лиц, данные о которых содержатся в информационной системе.

Специальные персональные данные: сведения о расовой, национальной принадлежности, политических взглядах, религиозных или философских убеждениях, состоянии здоровья, интимной жизни.

Биометрические персональные данные: сведения о физиологических и биологических особенностях человека, на основании которых можно установить его личность.

Общедоступные персональные данные: сведения, которые может получить неограниченный круг лиц. В качестве примеров источников общедоступных персональных данных можно назвать справочники или адресные книги. В такие источники могут включаться фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии и иные персональные данные, но только с письменного согласия их субъекта.

Иные персональные данные: сведения о конкретном человеке, которые не относятся к категориям специальные, биометрические, общедоступные.

Первый уровень защищённости считается наиболее высоким.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОВНЯ ЗАЩИТЫ

В следующей таблице перечислены требования по обеспечения защищённости данных на должном уровне.

Безопасность персональных данных при их обработке в информационной системе обеспечивает оператор или лицо, которое производит обработку этих данных по поручению оператора.

Более подробный список организационных и технических мер по обеспечению безопасности данных при их обработке в информационных системах содержится в приказе № 21 от 18.02.2013 Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК).

В перечень мер по обеспечению безопасности входят:

  • идентификация и аутентификация субъектов доступа и объектов доступа;
  • управление доступом субъектов доступа к объектам доступа;
  • ограничение программной среды;
  • защита машинных носителей информации, на которых хранятся или обрабатываются данные;
  • регистрация событий безопасности;
  • антивирусная защита;
  • обнаружение и предотвращение вторжений;
  • анализ защищённости;
  • обеспечение целостности информационной системы и данных;
  • обеспечение доступности данных;
  • защита среды виртуализации;
  • защита технических средств;
  • защита информационной системы, её средств, систем связи и передачи данных;
  • выявление событий, которые могут привести к сбоям или нарушению в работе информационной системы, или угрожающих безопасности данных, и реагирование на них;
  • управление конфигурацией информационной системы и системы защиты.
Читайте так же:  Дополнительный отпуск ветеранам труда

В приложении к указанному приказу ФСТЭК содержится более детальный перечень мер по обеспечению безопасности данных для каждого уровня защищённости.

При невозможности технической реализации отдельных выбранных мер по обеспечению безопасности персональных данных, а также с учётом экономической целесообразности могут разрабатываться и применяться иные (компенсирующие) меры, направленные на нейтрализацию актуальных угроз.

СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ

Технические средства защиты имеют классификацию. Класс применяемого средства защиты должен соответствовать требующемуся уровню защищённости.

В руководящем документе «Автоматизированные системы. Защита от несанкционированного доступа к информации. Классификация автоматизированных систем и требования по защите информации» установлено девять классов защищённости автоматизированной системы от несанкционированного доступа к информации.

Каждый класс характеризуется определенным минимальным набором требований по защите. Классы подразделяются на три группы, отличающиеся особенностями обработки информации.

С государственным реестром средств защиты информации, сертифицированных ФСТЭК, можно ознакомиться на сайтеэтого ведомства. Идентификатор этого реестра: РОСС RU.0001.01БИ00. На момент подготовки этой статьи в реестре имеется 1 774 записи.

Этот реестр также доступен на сайте «Открытые данные России».

На сайте ФСТЭК также находятся реестры компаний, имеющих лицензии на деятельность по технической защите конфиденциальной информации и лицензии на деятельность по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации.

КРИПТОГРАФИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ

Если для защиты персональных данных применяются какие-либо криптографические средства, их применение регламентировано приказом ФСБ России № 378 от 10.07.2014.

Перечень средств защиты информации, сертифицированных ФСБ России, можно получить на сайте Центра по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России.

В версии перечня на 01.08.2018 упомянуты 525 средств защиты.

Заключение

Несмотря на изрядную запутанность руководящих документов по защите информационных систем, в том числе, хранящих в них данных, соблюсти основные нормы, установленные в этих документах, можно.

В целом, последовательность действий лица, планирующего обработку данных должна быть примерно следующей:

  • определить, относится ли он к категории «оператор персональных данных»; если относится, известить о своих планах Роскомнадзор;
  • определить угрозы безопасности данных при их обработке в информационной системе оператора;
  • определить требующийся уровень защиты;
  • определить и применить организационные и технические меры защиты данных от неправомерного доступа к ним, а также от возможной их утраты или искажения;
  • применить выбранные меры защиты;
  • после ввода информационной системы в эксплуатацию регистрировать и учитывать все действия, совершаемых с персональными данными в информационной системе;
  • обеспечить обнаружение фактов несанкционированного доступа к данным и принимать меры, исключающие такой доступ в дальнейшем;
  • регулярно оценивать эффективность применения выбранных средств защиты.

Напомним о пункте 10 приказа ФСТЭК № 21 от 18.02.2013, в котором говорится о том, что при невозможности реализации отдельных выбранных мер по обеспечению безопасности персональных данных, а также с учётом экономической целесообразности могут разрабатываться компенсирующие меры, направленные на нейтрализацию актуальных угроз безопасности данных.

Видео (кликните для воспроизведения).

В любом случае полезно руководствоваться здравым смыслом.

Список нормативных актов

  • федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006;
  • постановление Правительства РФ № 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных» от 01.11.2012;
  • рекомендации Роскомнадзор по составлению документа, определяющего политику оператора в отношении обработки персональных данных, в порядке, установленном федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»;
  • приказ Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК)№ 17 «Об утверждении требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах» от 11.02.2013;
  • приказ Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) № 21 «Об утверждении состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных» от 18.02.2013;
  • приказ Федеральной службы безопасности России (ФСБ) № 378 «Об утверждении состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных с использованием средств криптографической защиты информации, необходимых для выполнения установленных Правительством Российской Федерации требований к защите персональных данных для каждого из уровней защищённости» от 10.07.2014;
  • федеральный закон № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006;
  • федеральный закон № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011;
  • федеральный закон № 184-ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002;
  • указ Президента РФ № 1085 «Вопросы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю» от 16.08.2004;
  • ГОСТ Р 50922-2006 «Защита информации. Основные термины и определения»;
  • ГОСТ Р 53114-2008 «Защита информации. Обеспечение информационной безопасности в организации. Основные термины и определения»;
  • ГОСТ Р 56938-2016 «Защита информации. Защита информации при использовании технологий виртуализации. Общие положения»;
  • ГОСТ Р 51583-2000 «Защита информации. Порядок создания автоматизированных систем в защищенном исполнении. Общие положения»;
  • ГОСТ Р 51624-2000 «Защита информации. Автоматизированные системы в защищенном исполнении. Общие положения»;
  • ГОСТ 34.003-90 «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения»;
  • ГОСТ 34.201-89 «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем»;
  • ГОСТ 34.601-90 «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания»;
  • ГОСТ 34.602-89 «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы»;
  • ГОСТ 34.603-92 «Информационная технология. Виды испытаний автоматизированных систем»;
  • ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001-2006 «Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Системы менеджмента информационной безопасности. Требования»;
  • ГОСТ Р ИСО/МЭК 27000-2012 «Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Системы менеджмента информационной безопасности. Общий обзор и терминология».

К сожалению, крайне трудно, практически невозможно, сделать этот список исчерпывающим, так как в документах, присутствующих в нём, имеются недостаточно чёткие формулировки и многочисленные ссылки на иные правовые акты.


Источник: http://spark.ru/startup/1cloud/blog/42777/kak-sootvetstvovat-152-fz-o-personalnih-dannih
Требования 152 фз о персональных данных
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here