Социальная мобильность и маргинальность

Сегодня мы раскроем тему: "Социальная мобильность и маргинальность". Здесь собрана и агрегирована полезная тематическая информация. Если в процессе чтения возникли вопросы, то вы можете их сразу же задать дежурному консультанту.

Социальная мобильность и маргинальность

Динамика социальной мобильности отражает степень открытости или закрытости общества. В открытом обществе существуют относительно широкие возможности для повышения статуса, а значит, вертикальная мобильность достаточно интенсивна. Так, из низшего в высший средний класс перемещаются 9% англичан, 7% японцев и 10% американцев, гораздо ниже этот показатель у французов, немцев, датчан (2%) и итальянцев (1%). Низкие показатели мобильности свидетельствуют о замкнутости и неподвижности стратификационной системы. Самым наглядным примером общества, где

практически отсутствовала вертикальная мобильность, являлась кастовая система в Индии (законодательно отмененная лишь в 1950 г.). В современных обществах характер мобильности зависит от экономической конъюнктуры, состояния рынка труда, структурных изменений в экономике.

На основе обширных историко-социологических исследований, интересные обобщения относительно вертикальной мобильности были сделаны П. Сорокиным. Его положения сводятся к следующему: 1) маловероятно существование общества, в котором полностью отсутствовала бы мобильность и страты были полностью закрытыми; 2) никогда и нигде не существовало общества, в котором переход в высший слой был бы абсолютно свободным; 3) интенсивность и всеобщность социальной мобильности изменяются от общества к обществу, а в рамках одного общества — в разные периоды истории.

Вертикальная мобильность осуществляется по определенным каналам. П. Сорокин отмечал, что между стратами должны существовать некие «мембраны», «отверстия», «лестницы», «лифты» или «пути», по которым осуществляются перемещения индивидов вверх или вниз. В качестве таких каналов он рассматривал армию, церковь, школу, политические и профессиональные организации, институты, производящие и распределяющие ценности, семью и брак.

Вертикальная и горизонтальная мобильность осуществляется не только в социальном пространстве, но и в социальном времени. Изменение социальной позиции происходит в течение определенного периода. Индивид, «вышедший» из одной страты, но не занявший своего положения в другой, оказывается в пограничном состоянии. Подобное «пограничное» состояние получило название маргинальности.

Основной критерий, определяющий состояние маргинальности индивида или группы — это состояние, связанное с периодом перехода. Значимость ситуации перехода, изменения социального положения личности или группы определяется длительностью во времени и кардинальностью трансформации социальной среды. Следующий критерий маргинального положения — неопределенность социального положения, неполная включенность в социальные группы. Еще одним критерием является статусная рассогласованность — противоречия в статусных позициях в результате изменения социального положения.

Выделяют культурную, структурную и ролевую маргинальность. Культурная маргинальность относится к процессам межкультурных контактов. В основе такого типа маргинальности лежат взаимоотношения систем ценностей различных культур, в которые включен индивид и результатом которых становится неопределенность его положения. Маргинальность социальной роли возникает, например, при действии в роли, которая лежит между двумя рядом расположенными ролями. К такому типу маргинальности относятся и те группы, которые находятся на окраине социальной жизни (например, бомжи). Структурная маргинальность возникает в ситуации социального, экономического, политического кризиса, когда некоторые группы в обществе ставятся в невыгодное положение.

Естественная маргинализация связана со спонтанной социальной мобильностью и потому существует в любом обществе. Как правило, она ограничена и не затрагивает основ существующей стратификационной системы. В отличие от нее, предписанная маргинализация носит принудительный характер и сопровождается понижением социального статуса целых социальных групп и слоев. Обычно такой тип маргинализации обусловлен действиями элитных слоев или крупными историческими событиями. Выделяется также и экстремальная маргинализация, при которой индивиды или группы лишаются своих традиционных социальных позиций. Подобная маргинализация лишь опосредованно носит предписанный характер. Причинами ее возникновения являются войны, революции, структурные сдвиги в экономике и т.п.

В зависимости от объекта маргинализации различают: этномаргинальность, возникающую в результате миграций в чужую этническую среду; социомаргинальность, связанную с незавершенностью перемещения социальных групп; экономическую маргинальность, вызванную потерей работы и былого материального благополучия; политическую маргинальность, обусловленную утратой общепринятых политических норм и ценностей политической культуры; религиозную маргинальность, являющуюся следствием отказа от традиционных конфессий. Маргинальность личности или группы может иметь различное содержание с точки зрения конструктивных или деструктивных последствий (крайние проявления — суицид или творческая активность личности). Многое зависит от того, каким будет социальное направление исхода из маргинальной ситуации — нисходящая или социальная мобильность. Факторы, влияющие на результат и длительность выхода — внешние обстоятельства и внутренние ресурсы личности или группы.

Дата добавления: 2015-01-05 ; просмотров: 56 | Нарушение авторских прав

Источник: http://lektsii.net/1-117582.html

Социальная мобильность и маргиналы

Относительная устойчивость социальной структуры общества не означает, что в ней не происходят какие-либо движения, изменения и перемещения. Уходят одни поколения людей, а их места (статусы) занимают другие; появляются новые виды деятельности, новые профессии, новые социальные статусы; индивид на протяжении своей жизни неоднократно может (вынужден) менять свое социальное положение и т. д.

Перемещения людей из одних социальных групп, классов, слоев в другие называются социальной мобильностью. Термин «социальная мобильность» введен в социологию П. А. Сорокиным, который рассматривал социальную мобильность как любое изменение социального положения. В современной социологии теория социальной мобильности широко применяется для исследования социальной структуры общества.

Различают следующие виды социальной мобильности:
• вертикальная восходящая и нисходящая мобильность. Например, индивид занимает более высокую должность, значительно улучшает свое материальное положение, побеждает на выборах или наоборот, теряет престижную работу, его фирма банкротится и проч.;
• горизонтальная мобильность — перемещение индивида или группы в пределах одного социального слоя;
• индивидуальная мобильность — отдельный индивид перемещается в социальном пространстве в том или ином направлении;
• групповая мобильность — целые социальные группы, социальные слои и классы меняют свое социальное положение в социальной структуре. Например, бывшие крестьяне переходят в категорию наемных рабочих; шахтеры ликвидированных из-за нерентабельности шахт становятся работниками других сфер.

Перемещения больших социальных групп особенно интенсивно происходят в периоды структурной перестройки экономики, острых социально-экономических кризисов, больших социально-политических потрясений (революция, гражданская война и др.). Например, революционные события 1917 г. в России привели к свержению старого правящего класса и формированию новой правящей элиты, новых социальных слоев. В настоящее время в России также происходят серьезные политические и экономические изменения. Меняются социально-экономические отношения, идеологические ориентиры, политические приоритеты, появляются новые социальные классы и социальные слои.

Смена социальных позиций (статусов) требует от индивида (группы) немалых усилий. Новый статус, новая роль, новая социокультурная среда диктуют свои условия, свои правила игры. Адаптация к новым условиям нередко сопряжена с радикальной перестройкой жизненных ориентации. Кроме того, и сама новая социальная среда имеет своего рода фильтры, осуществляя отбор «своих» и отторжение «чужих». Бывает так, что человек, потеряв свою социокультурную среду, не может адаптироваться в новой. Тогда он как бы «застревает» между двумя социальными слоями, между двумя культурами. Например, разбогатевший бывший мелкий предприниматель пытается попасть в более высокие слои общества. Он как бы выходит из своей старой среды, но и для новой среды он чужой — «мешанин во дворянстве». Другой пример: бывший научный работник, вынужденный зарабатывать на жизнь извозом или мелким предпринимательством, тяготится своим положением; для него новая среда — чужая. Нередко он становиться объектом насмешек и унижения со стороны менее образованных, но более приспособленных к условиям своей среды «коллег по цеху».

Маргинальность (франц marginal — крайний) — понятие социально-психологическое. Это не только определенное промежуточное положение индивида в социальной структуре, но и его собственное самовосприятие, самоощущение. Если бомж чувствует себя комфортно в своей социальной среде, то он не является маргиналом. Маргинал — это тот, кто считает, что его нынешнее положение является временным или случайным. Особенно тяжело переживают свою маргинальность люди, вынужденные сменить вид деятельности, профессию, социокультурную среду, место жительства и др. (например, беженцы).

Необходимо различать маргинальность как составную часть естественной социальной мобильности и вынужденную маргинальность, возникшую в кризисном обществе, которая становится трагедией для больших социальных групп. «Естественная» маргинальность не имеет массового и долговременного характера и не представляет угрозы для стабильного развития общества. «Вынужденная» массовая маргинальность, принимающая затяжной долговременный характер, свидетельствует о кризисном состоянии общества.

Источник: http://psyera.ru/socialnaya-mobilnost-i-marginaly_8470.htm

Социальный статус и маргинальность

Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Эти позиции, предполагающие определенные права и обязанности, называются статусами. Чаще всего один статус определяет положение человека в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Часто он обусловлен должностью, занимаемой индивидом (например, директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, лексиконе и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т. д.).

Социологи различают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный статус — это статус, навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обусловливается этническим происхождением, местом рождения, семьей и т. д. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, ученый, директор и т. д.). Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (половые, возрастные и т. д.). Профессионально-должностной — это базисный статус личности, для взрослого человека чаще всего являющийся основой интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат и т. д.).

Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Таким образом, можно отметить, что социальные статусы — это структурные элементы социальной организации общества, обеспечивающие социальные связи между субъектами общественных отношений. Эти отношения, упорядоченные в рамках социальной организации, группируются в соответствии с социально-экономической структурой общества и формируют сложную координированную систему. Социальные связи между субъектами общественных отношений, устанавливаемые по поводу обеспечиваемых социальных функций, образуют определенные пункты пересечения в обширном поле социальных отношений. Этими пунктами пересечения связей в поле общественных отношений являются социальные статусы.

С этой точки зрения социальная организация общества может быть представлена в виде сложной взаимосвязанной системы социальных статусов, занимаемых индивидами, становящимися вследствие этого членами общества, гражданами государства.

Общество не только создает социальный статус, но и обеспечивает социальные механизмы распределения членов общества по этим позициям. Соотношение между социальными статусами, предписываемыми индивиду обществом вне зависимости от его усилий и заслуг (предписанные позиции), и статусами, замещение которых зависит от самого человека (достигаемые позиции), — существенная характеристика социальной организации общества. Предписанными социальными статусами являются по преимуществу те, замещение которых происходит автоматически в силу рождения человека и в связи с такими его характеристиками, как пол, возраст, отношения родства, раса, каста и т. д.

Соотношение в социальной структуре предписанных и достигаемых социальных статусов, по существу, есть показатель характера экономической и политической власти, вопрос о характере общественной формации, навязывающей индивидам соответствующую структуру социального статуса. Личные качества индивидов, отдельные примеры социального выдвижения в целом не меняют этого кардинального положения.

Маргинальность — это термин, при помощи которого в социологии обозначают переходный, структурно неопределенный статус того или иного индивида или социальной группы. Соответственно говорят о маргиналах — людях, которые по каким-то причинам не примыкают или не могут примкнуть к тому или иному слою общества, что обычно связано с болезненными психологическими переживаниями. Обычно состояние маргинальности не является длительным, хотя существуют вынужденные или сознательные маргиналы, которые находятся в нем длительное время (бездомные, лица, злоупотребляющие алкоголем, разного рода радикалы и т. д.). Любой человек, переходящий из одного слоя в другой, на какой-то момент обязательно становится маргиналом.

Можно выделить следующие разновидности маргинальности:

  • ? собственно социальная маргинальность (например, группы, которые порвали связь с прежним слоем, но еще не присоединились к новому слою);
  • ? биологическая маргинальность, связанная с нарушением здоровья;
  • ? политическая маргинальность, при которой индивидов не устраивают существующие формы политической жизни и управляющие ею законы;
  • ? экономическая маргинальность, сводящаяся в основном к феномену безработицы, как вынужденной, так и намеренной (в последнем случае безработный живет на деньги, выплачиваемые ему в качестве пособия государством или иными структурами);
  • ? этническая маргинальность, то есть принадлежность к одному из национальных меньшинств;
  • ? возрастная маргинальность, возникающая в результате разрыва между поколениями;
  • ? криминальная маргинальность;
  • ? религиозная маргинальность, при которой человек находится вне конфессий и не может совершить выбор в пользу одной из них.

Как показал М. Вебер, маргиналы играют крайне важную роль в образовании новых социальных общностей (религиозных, профессиональных и т. д.). Между возникновением больших масс людей, по каким-то причинам оказавшихся за пределами привычного уклада жизни, и появлением новых социальных образований существует тесная связь, которая неоднократно отмечалась социологами.

Россия пережила две основных волны маргинализации. Во- первых, после революции 1917 г. своего места в социальной структуре лишились два крупных класса российского дореволюционного общества — буржуазия и дворянство. Данный процесс сопровождался быстрым движением вверх некоторых представителей класса пролетариев. Было бы неправильно думать, что данный процесс завершился быстро. Как показали социологические исследования, каждый класс советского общества стал воспроизводиться за счет себя самого (т. е. за счет своих собственных представителей) лишь с начала 1970-х гг.

Вторая волна маргинализации захлестнула наше общество в 1990-х гг., когда была разрушена стабилизировавшаяся стратификационная система советского общества. В этот период сформировалась новая элита, в которую вошли представители самых разных слоев и социальных групп. Впрочем, можно утверждать, что в наибольшей степени новая элита формировалась за счет представителей бывшей партийной номенклатуры и криминалитета. При этом индивиды, совершившие нисходящую социальную мобильность, стали принадлежать к низшему классу лишь на основании уровня доходов, поскольку их профессиональный и образовательный уровень был подчас выше, чем уровень новой элиты.

Источник: http://studwood.ru/608853/sotsiologiya/sotsialnyy_status_marginalnost

Социальная мобильность. Маргинализация индивидов и групп

Сорокин П. А. – выдающийся русский и американский социолог. Разработал теорию соц. мобильности. В теории соц. мобильности он объяснил как происходит перемещение из одного слоя в другой.

Соц. мобильность — это передвижение в социальном положении, изменение статуса людей, происходящее в обществе постоянно. Сорокин указал основные каналы (лифты), с помощью которых люди меняют свое положение — главным образом за счет образования, армии, церковь, бизнес. Наибольший вклад в исследования внес Сорокин, считал, что общество огромное соц. пространство, в котором люди перемещаются как физически, реально, так и условно во мнении окружающих и своем собственном. Для фиксации перемещений он ввел ряд понятий, связанных социология шкалой:

· вертикальные и горизонтальные мобильности (горизонтальные — перемещение без изменения статуса, вертикальные — с изменением статуса);

· индивидуальная и групповая мобильность (групповая происходит тогда, когда положение в обществе изменяется у всей группы, т.е. изменяется ее оценка обществом. В 60-е гг. вырос авторитет физиков;

· восходящая и нисходящая динамика. Восходящая когда повышают свой статус, нисходящая — снижают (после революции нисходящая динамика была характерна для дворян, восходящая — для рабочих и крестьян).

Сорокин пришел к выводу, что соц. мобильность является положительным явлением и свойственно демократическим, динамическим обществам. Исключением является ситуация, когда в состоянии динамического движения, резкой мобильности находится все общество. Это означает кризис, неустойчивость нежелательная мобильность для общества однако другая крайность — противоположная ситуация — никакой мобильности, застой, что свойственно тоталитарным обществам.

Основу классической концепции маргинальности заложило изучение особенностей личности, находящейся на границе различных культур Исследования проводились Чикагской социологической школой. В 1928 году её глава Р. Парк впервые употребил понятие «маргинальный человек». Парк связывал концепцию маргинального человека не с личностным типом, а с социальным процессом. Маргинальность выступает результатом интенсивных процессов социальной мобильности. При этом переход из одной социальной позиции в другую представляется индивиду как кризис. Отсюда ассоциации маргинальности с состоянием «промежуточности», «окраинности», «пограничности». Р.Парк отмечал, что периоды перехода и кризиса в жизни большинства людей сравнимы с теми, которые переживает иммигрант, когда он покидает родину, чтобы искать счастье в чужой стране. Правда, в отличие от миграционных переживаний маргинальный кризис является хроническим и непрерывным, в результате он имеет тенденцию превращаться в тип личности.

В целом маргинальность понимается как:

— состояния в процессе перемещения группы или индивида (смена статусов);

— характеристики социальных групп, находящихся в особом маргинальном (окраинном, промежуточном, изолированном) положении в социальной структуре.

Россия пережила минимум две крупные волны маргинализации. Первая наступила после революции 1917 года. Из социальной структуры насильственно были выбиты два класса — дворянство и буржуазия, входившие в элиту общества. Новая пролетарская элита стала формироваться из низших классов. Красными директорами и министрами в одночасье стали рабочие и крестьяне. Минуя обычную для стабильного общества траекторию социального восхождения через средний класс, они перескочили одну ступеньку и попали туда, куда не могли попасть раньше и не попали бы в будущем. Путь «из грязи в князи» сохранялся вплоть до начала 70-х годов, когда советские социологи впервые установили, что все классы и слои нашего общества теперь воспроизводятся на собственной основе, т.е. только за счёт представителей своего класса. Так продолжалось всего два десятилетия, которые можно считать периодом стабилизации советского общества и отсутствия массовой маргинализации.

Вторая волна наступила в начале 90-х годов и также в результате качественных изменений социальной структуры российского общества.

Возвратное движение общества от социализма к капитализму привело к радикальным изменениям в социальной структуре. Элита общества сформировалась из трёх пополнений: криминалитета, номенклатуры и «разночинцев». Определённая часть элиты пополнилась из представителей низшего класса: бритоголовые прислужники российских мафиози, многочисленные рэкетиры и оргпреступники часто являли собой бывших пэтэушников и недоучек. Эпоха первоначального накопления, ранняя фаза капитализма, вызвала к жизни брожение во всех слоях общества. Путь к обогащению в этот период, как правило, лежит вне правового пространства. Среди первых начали обогащаться и те, кто не имел высокого образования, высокой нравственности, но вполне олицетворял «дикий капитализм».

Таким образом, радикальные изменения социальной структуры российского общества в 90-е годы связаны с поляризацией среднего класса, расслоением его на два полюса, пополнивших верхи и низы общества. В результате численность этого класса существенно сократилась.

Попав в слой «новых бедных», российская интеллигенция оказалась в маргинальной ситуации: от старых культурных ценностей и привычек она отказываться не хотела и не могла, а новые принимать не желала. Таким образом, по своему экономическому положению эти слова принадлежат к низшему классу, а по образу жизни и культуре — к среднему. Точно так же в маргинальной ситуации оказались представители низшего класса, пополнившие ряды «новых русских». Для них характерна старая модель «из грязи в князи»: неумение прилично себя вести и говорить, общаться так, как требовал того новый экономический статус. Напротив, нисходящую модель, характеризующую движение бюджетников, можно было бы назвать «из князи в грязи».

Некоторые специалисты полагают, что маргинальность — это однопоколенное явление, временный фантом. Приехавшие из сельской местности в города маргиналы, но их дети лишь наследуют по инерции некие элементы маргинальной субкультуры. А уже во втором-третьем поколении эта проблема исчезает, и, таким образом, маргинальность преодолевается.

Источник: http://megaobuchalka.ru/9/19713.html

Социальная мобильность и маргинальность

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «социальная мобильность»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о типах социальной мобильности;

− одно предложение, характеризующее маргинальность как возможное проявление социальной мобильности.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: перемещение групп или индивидов в социальной структуре общества;

2) одно предложение с информацией о типах социальной мобильности, опирающееся на знание курса, например:

— Типами социальной мобильности являются вертикальная и горизонтальная мобильность;

3) одно предложение, характеризующее маргинальность как возможное проявление социальной мобильности. например: маргинальность предполагает промежуточное, социально неопределённое состояние социального субъекта в процессе социальной мобильности.

(Может быть составлено любое другое предложение, характери-зующее маргинальность как возможное проявление социальной мобильности.)

Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов.

Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании

Читайте также:
  1. I. Социальная дифференциация общества. Социальная стратификация и мобильность.
  2. II. Общество как социальная система, её основные системные признаки
  3. II. Социальная стратификация современного российского общества.
  4. II. Формирование групп и социальная динамика
  5. II.9. Социальная география
  6. III. Социальная организация как объект изучения социологии.
  7. III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЙ СОЦИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ СВЯЗИ
  8. quot;Кнуто-Германская империя и социальная революция», «Государственность и анархия», «Федерализм, социализм и антитеологизм» (не закончена).
  9. VI. Медико-социальная экспертиза.
  10. VI. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ
Читайте так же:  При утере прав нужно ли сдавать экзамен

Источник: http://soc-ege.sdamgia.ru/problem?id=12184

Социальная мобильность и маргинальность

В системе стратификации индивиды или группы, могут переме­щаться с одного уровня (слоя) на другой. Этот процесс был назван П. Сорокиным социальной мобильностью. Социальное неравенство предпола­гает различия в распределении благ и ответственности, а соци­альная стратификация — структурированную систему неравенст­ва. Социальная мобильность проявляется в движении индивидов или групп от одного социального статуса к другому.

Видео (кликните для воспроизведения).

Выделяют множество форм социальной мобильности: верти­кальную и горизонтальную, межпоколенную и внутрипоколенную и т.д.

Вертикальная мобильность — изменение положения индивида, которое вызывает повышение и понижение его соци­ального статуса.

Если автомеханик станет директором завода, это проявление восходящей мобильности, но, если автомеханик станет мусорщиком, такое перемещение будет показателем нис­ходящей мобильности. Если же автомеханик получит работу сле­саря, такое перемещение будет указывать на горизонтальную мобильность.

Горизонтальная мобильность — изменение социального положе­ния, которое не приводит к повышению или понижению социаль­ного статуса.

Примером может служить перемещение из православной в католическую религиозную группу, смена гражданства.

Социологи различают также мобильность между поколениями и мобильность в пределах одного поколения.

Межпоколенная мобильность (интергенерационная) описывает повышение, или, наоборот, понижение социального статуса представителей последующих поколений по сравнению со статусом нынешнего. Предполагается, что дети достигают боле высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители.

Например: сын шахтера становится инженером – восходящая мобильность, а сын профессора работает слесарем-сантехником – нисходящая. Исследования показывают, что значительная часть, возможно даже большинство, российского населения перемещается хотя бы немного вверх или вниз в классовой иерархии в каждом поколе­нии.

Внутрипоколенная мобильность (интрагенерационная) относится к ситуации, где один и тот же индивид, вне сравнения с отцом, на протяжении жизни несколько раз меняет свои социальные позиции. По-другому этот процесс называется социальной карьерой.

Читайте так же:  Расчетно платежная ведомость — учет начисления и выплаты заработной платы

Например: токарь становится инженером, а затем начальноиком цеха, директором завода и, наконец, министром машиностроительной отрасли.

Географическая мобильностьподразумевает не изменение статуса или группы, а смену места жительства, перемещение на другую территорию.

Если же к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию.

Можно предложить классификацию социальной мобильности и по иным критериям. Так, например, различаютиндивидуальную мобильность – перемещение конкретного человека по социальной лестнице вниз, вверх или по горизонтали независимо от других людей, и групповую мобильность – перемещение по социальной лестнице вниз, вверх или по горизонтали той или иной группы людей.

Пример последней – старый класс уступает господствующие позиции новому классу в результате социальной революции.

Кроме перечисленных выше иногда выделяют организованную мобильность, когда перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали управляется государством – с согласия самих людей или без такового.

К добровольной организованной мобильности можно отнести так называемый социалистический набор, общественные призывы на комсомольские стройки и т.п. К недобровольной организованной мобильности можно отнести депортацию (переселение) малых народов и раскулачивание в годы сталинизма.

От организованной мобильности надо отличать структурную мобильность. Она вызвана изменениями в структуре экономики или народного хозяйства и происходит помимо воли и сознания индивидов.

Скажем, исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещениям больших масс людей. Структурные изменения в экономике, произошедшие после августовского дефолта 1998 г. привели к массовому изменению статусов миллионов россиян, связанную с резким снижением доходов.

Поскольку вертикальная мобильность присутствует в той или иной степени в любом обществе, существуют определенные пути, или каналы, по которым индивиды имеют возможность наиболее эффективно перемещаться вверх или вниз по социальной лестнице. Их называют каналами социальной мобильностиили социальным лифтом.

Читайте так же:  Несанкционированная врезка в газопровод

Важнейшими каналами социальной мобильности, согласно П. Сорокину, являются: армия, церковь, школа, политические, экономические и профессиональные организации.

Факторами социальной мобильности на микроуровне являются непосредственно социальное окружение индивида, а также его совокупный жизненный ресурс, а на макроуровне — состояние экономики, уровень научно-технического развития, характер политического режима, преобладающая система стратификации, характер природных условий и т.д.

Социальная мобильность измеряется при помощи показателей: объем мобильности — число индивидов или социальных слоев, которые переместились по социальной лестнице в вертикальном направлении за определенный промежуток времени, и дистанция мобильности —количество ступеней, по которым удалось подняться или опуститься индивиду или группе.

Феномен нахождения индивида или социальной группы на гране двух общностей, как бы между двумя культурами, связанный с социальными перемещениями, называется маргинальностью(позднелат. marginalis — находящийся на краю).Часто маргинализация индивида возникает в результате горизонтальной мобильности, прежде всего при миграциях. Попав из привычной среды в новую, человек не способен отказаться от прежних установок, ценностей, образцов поведения и долгое время (а может и всегда) не может освоить новые. Характерные черты маргинала: беспокойство, эгоцентричность, агрессия, честолюбие, чувствительность.

Маргинал — это человек находящийся между несколькими социальными статусами, между двумя культурами. Это перемещение в неопределенном социальном пространстве называется маргинальностью. Маргинал — человек, лишенный прежнего статуса, но не сумевший адаптироваться к новой социокультурной среде другой страты. Огромное количество людей являются маргинальными личностями. Это эмигранты, те, кто быстро приобрел тот или иной социальный статус, лица, обращенные в новую религию.

Характерный пример маргинальности – эмигрантские кварталы Нью-Йорка: китайский Чайна-Таун и русский Брайтон-Бич. Тысячи эмигрантов в силу сложившегося менталитета оказываются за бортом американского общества, не в силах интегрироваться в него и принять новые ценности. Другой пример – маргиналы как подкласс российского общества, возникший в результате «ломки» старых и появления новых социально-экономических отношений в 90-е годы XX века. Причем к числу маргиналов тогда относились представители обоих полюсов социального неравенства: низшие слои общества («социальное дно») и, так называемые, «новые русские».

Читайте так же:  Управление персоналом в ресторанном бизнесе современные тенденции

Маргинальность в целом приводит к появлению чувства растерянности и беспокойства, в значительной степени увеличивает возможность отклонений от групповых норм и появления кризиса доверия у индивидов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/4_95901_sotsialnaya-mobilnost-i-marginalnost.html

Социальная мобильность и маргинальность.

Относительная устойчивость социальной структуры общества не означает, что в ней не происходят какие-либо движения, изменения и перемещения. Уходят одни поколения людей, а их места (статусы) занимают другие; появляются новые виды деятельности, новые про­фессии, новые социальные статусы; индивид на протяжении своей жизни неоднократно может (вынужден) менять свое социальное по­ложение и т. д.

Перемещения людей из одних социальных групп, классов, слоев в другие называются социальной мобильностью. Термин «социальная мобильность» введен в социологию П. А. Сорокиным, который рас­сматривал социальную мобильность как любое изменение социаль­ного положения. В современной социологии теория социальной мо­бильности широко применяется для исследования социальной структуры общества.

Различают следующие виды социальной мобильности:

  • вертикальная восходящая и нисходящая мобильность. Напри­мер, индивид занимает более высокую должность, значитель­но улучшает свое материальное положение, побеждает на вы­борах или наоборот, теряет престижную работу, его фирма банкротится и проч.;
  • горизонтальная мобильность — перемещение индивида или группы в пределах одного социального слоя;
  • индивидуальная мобильность — отдельный индивид перемеща­ется асоциальном пространстве в том или ином направлении;
  • групповая мобильность — целые социальные группы, социаль­ные слои и классы меняют свое социальное положение в со­циальной структуре. Например, бывшие крестьяне переходят в категорию наемных рабочих; шахтеры ликвидированных из-за нерентабельности шахт становятся работниками других сфер.

Перемещения больших социальных групп особенно интенсивно происходят в периоды структурной перестройки экономики, острых социально-экономических кризисов, больших социально-политиче­ских потрясений (революция, гражданская война и др.). Например, революционные события 1917 г. в России и Украине привели к свержению ста­рого правящего класса и формированию новой правящей элиты, но­вых социальных слоев. В настоящее время в Украине также происхо­дят серьезные политические и экономические изменения. Меняются социально-экономические отношения, идеологические ориентиры, политические приоритеты, появляются новые социальные классы и социальные слои.

Смена социальных позиций (статусов) требует от индивида (группы) немалых усилий. Новый статус, новая роль, новая социо­культурная среда диктуют свои условия, свои правила игры. Адапта­ция к новым условиям нередко сопряжена с радикальной пере­стройкой жизненных ориентации. Кроме того, и сама новая соци­альная среда имеет своего рода фильтры, осуществляя отбор «своих» и отторжение «чужих». Бывает так, что человек, потеряв свою со­циокультурную среду, не может адаптироваться в новой. Тогда он как бы «застревает» между двумя социальными слоями, между дву­мя культурами. Например, разбогатевший бывший мелкий предпри­ниматель пытается попасть в более высокие слои общества. Он как бы выходит из своей старой среды, но и для новой среды он чу­жой — «мешанин во дворянстве». Другой пример: бывший научный работник, вынужденный зарабатывать на жизнь извозом или мел­ким предпринимательством, тяготится своим положением; для него новая среда — чужая. Нередко он становиться объектом насмешек и унижения со стороны менее образованных, но более приспособлен­ных к условиям своей среды «коллег по цеху».

Маргиналыюсть (франц таrgiпа1 — крайний) — понятие соци­ально-психологическое. Это не только определенное промежуточ­ное положение индивида в социальной структуре, но и его собст­венное самовосприятие, самоощущение. Если бомж чувствует себя комфортно в своей социальной среде, то он не является маргина­лом. Маргинал — это тот, кто считает, что его нынешнее положение является временным или случайным. Особенно тяжело переживают свою маргиналыюсть люди, вынужденные сменить вид деятельно­сти, профессию, социокультурную среду, место жительства и др. (например, беженцы).

Необходимо различать маргиналыюсть как составную часть есте­ственной социальной мобильности и вынужденную маргинальность, возникшую в кризисном обществе, которая становится трагедией для больших социальных групп. «Естественная» маргинальность не име­ет массового и долговременного характера и не представляет угрозы для стабильного развития общества. «Вынужденная» массовая марги­нальность, принимающая затяжной долговременный характер, сви­детельствует о кризисном состоянии общества.

Социальные институты.

Социальный институт — относительно устойчивый комплекс (система) норм, правил, обычаев, традиций, принципов, статусов и ролей, регулирующих отношения в различных сферах общества. Например, политические институты регулируют отношения в политической сфере, экономические — в экономической сфере т т. д.

Читайте так же:  Срок выдачи разрешения на строительство

Однако надо иметь в виду, что социальный институт представляет собой многофункциональную систему. Поэтому один институт может участвовать в выполнении нескольких функций в различных сферах общества, и наоборот, несколько институтов могут участвовать в выполнении одной функции. Например, институт брака регулирует брачные отношения, участвует в регулировании семейных отношений и одновременно может способствовать регулированию отношений собственности, наследования и др.

Социальные институты формируются и создаются для удовлетворения наиболее важных индивидуальных и общественных потребностей и интересов. Они являются главными регулирующими механизмами во всех основных сферах жизнедеятельности людей. Институты обеспечивают стабильность и предсказуемость отношений и поведения людей, защищают права и свободы граждан, оберегают общество от дезорганизации, образуют социальную систему.

Социальный институт следует отличать от конкретных организаций, социальных групп и индивидов. Способы взаимодействия и поведения, предписываемее институтами, носят обезличенный характер. Например, институт семьи — это не конкретные родители, дети и другие члены семьи, а определенная система формальных и неформальных норм и правил, социальных статусов и ролей, на основе которых строятся семейные отношения. Поэтому любой человек, включающийся в деятельность того или иного института, должен выполнять соответствующие требования. Если человек не выполняет должным образом предписываемую институтом социальную роль, то его могут лишить занимаемого им статуса (родителя могут лишить его родительских прав, чиновника — занимаемой должности и т. д.).

Для выполнения своих функций социальный институт образовывает (создает) необходимые учреждения, в рамках которых организуется его деятельность. Кроме того, каждый институт должен обладать необходимыми средствами и ресурсами.

Например, для функционирования института образования создаются такие учреждения, как школы, училища, вузы, строятся необходимые здания и сооружения, выделяются денежные средства и другие ресурсы.

Вся жизнь человека организовывается, направляется, поддерживается и контролируется социальными институтами. Так, ребенок, как правило, появляется на свет в одном из учреждений института здравоохранения — роддоме, первичную социализацию проходит в институте семьи, получает образование и профессию в различных учреждениях институтов общего и профессионального образования; безопасность индивида обеспечивают такие институты, как государство, правительство, суды, полиция и др.; поддерживают здоровье институты здравоохранения и социальной защиты. Одновременно каждый институт в своей сфере выполняет функции социального контроля и заставляет людей подчиняться принятым нормам. Основными социальными институтами в обществе являются:

институты семьи и брака — потребность в воспроизводстве человеческого рода и первичной социализации;

политические институты (государство, партии и др.) — потребности в безопасности, порядке и управлении;

экономические институты (производство, собственность и др.) — потребности в добывании средств существования;

институты образования — потребности в социализации подрастающих поколений, передаче знаний, подготовке кадров;

институты культуры — потребности в воспроизводстве социокультурной среды, в передаче подрастающим поколениям культурных норм и ценностей;

институты религии — потребности в решении духовных проблем.

Институциональная система общества не остается неизменной. По мере развития общества возникают новые социальные потребности и для их удовлетворения образовываются новые институты. При этом «старые» институты либо реформируются (приспосабливаются к новым условиям), либо исчезают. Например, такие социальные институты, как институт рабства, институт крепостничества, институт монархии во многих странах были ликвидированы. На смену им пришли институт президентства, институт парламентаризма, институты гражданского общества, а такие институты, как институты семьи и брака, институты религии существенно трансформировались.

Социальные организации.

Общество как социальная реальность упорядочено не только институциально, но и организационно. Социальная организация является определенным способом совместной деятельности людей, за которой она приобретает формы упорядоченной, урегулированной, скоординированной, направленной на достижение конкретных целей взаимодействия. Организация как процесс налаживания и согласование поведения индивидов присуща всем общественным образованиям: объединениям людей, организациям, учреждениям и т.д.

Социальная организация — социальная группа, ориентированная на достижение взаимосвязанных специфических целей и формирование высоко-формализованных структур.

Формальные организации.

Они строят социальные отношения на основании регламентации связей, статусов, норм. Ими являются, например, промышленное предприятие, фирма, университет, муниципальная структура (мэрия). Основой формальной организации является разделение труда, ее специализация по функциональному признаку. Чем более развита специализация, тем багатостороннее и сложнее будут административные функции, тем более многогранна структура организации. Формальная организация напоминает пирамиду, в которой задания дифференцированы на нескольких уровнях. Кроме горизонтального разделения труда, ей присуща координация, руководство (иерархия должностных позиций) и различные специализации по вертикали. Формальная организация — рациональная, для нее характерны служебные связи между индивидами; она принципиально безличная, т.е. рассчитана на абстрактных индивидов, между которыми устанавливаются стандартизованные отношения, основанные на формально-деловом общении. При определенных условиях эти особенности формальной организации превращают ее в бюрократическую систему.

Неформальные организации

. Основаны они на товарищеских отношениях и личном выборе связей участников и характеризуются социальной самостоятельностю. Ими являются любительские группы, отношения лидерства, симпатий и т.д. Неформальная организация имеет значительное влияние на формальную и стремится изменить существующие в ней отношения соответственно своим потребностям.

Подавляющее большинство целей, которые ставят перед собой люди, социальные сообщества, невозможно достичь без социальных организаций, что предопределяет их вездесущность и разнообразие. Наиболее значимые среди них:

— организации по производству товаров и услуг (промышленные, сельскохозяйственные, сервисные предприятия и
фирмы, финансовые учреждения, банки);

— организации в области образования (дошкольные, школьные,
высшие учебные заведения, учреждения дополнительного образования);

— организации в области медицинского обслуживания,
охраны здоровья, отдыха, физической культуры и
спорта (больницы, санатории, туристические базы, стадионы);

— органы законодательной, исполнительной власти.

Их называют еще деловыми организациями, которые выполняют общественно полезные функции: кооперация, сотрудничество, подчинение (соподчинение), управление, социальный контроль.

В целом каждая организация существует в специфическом физическом, технологическом, культурном, политическом и социальном окружении, должна адаптироваться к нему и сосуществовать с ним. Нет организаций самодостаточных, закрытых. Все они, чтобы существовать, работать, достигать целей, должны иметь многочисленные связи с окружающим миром.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://poisk-ru.ru/s8542t7.html

Социальная мобильность и маргинальность
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here