Проверка как метод финансового контроля

Сегодня мы раскроем тему: "Проверка как метод финансового контроля". Здесь собрана и агрегирована полезная тематическая информация. Если в процессе чтения возникли вопросы, то вы можете их сразу же задать дежурному консультанту.

Тема 3. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3.2. Методы финансового контроля

Под методами контроля понимают приемы и способы его осуществления. Среди основных методов финансового контроля различают: наблюдения, проверки, обследования, анализ и ревизии.

Наблюдение предполагает общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля.

Проверка касается основных вопросов финансовой деятельности и проводится на месте с использованием балансовых, отчетных и расходных документов для выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий.

Обследование производится в отношении отдельных сторон финансовой деятельности и опирается на более широкий круг показателей, что и отличает его от проверки. При обследовании используются такие приемы, как опрос и анкетирование. Итоги обследования, как правило, используются для оценки финансового положения объекта контроля, необходимости реорганизации производства и т. п.

Анализ, как и предыдущие методы, нацелен на выявление нарушений финансовой дисциплины. Он проводится на базе текущей или годовой отчетности и отличается системным и пофакторным подходом, а также использованием таких аналитических приемов, как средние и относительные величины, группировки, индексный метод и др.

Финансовый контроль не может быть сведен только к аналитической деятельности. Речь может идти лишь об ограниченном использовании специфических методов финансово-экономического анализа.

Основным методом финансового контроля является ревизия, которая проводится с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте.

Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизии. Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств.

Как правило, ревизии проводятся на основе заранее составленной программы работы ревизоров, которые наделены широкими правами:

— проверять на ревизуемых предприятиях первичные документы, бухгалтерскую отчетность, планы, сметы, фактическое наличие денег, ценных бумаг, товарно-материальных ценностей и основных фондов;

— проводить частичные или сплошные инвентаризации, опечатывать склады, кассы, кладовые;

— привлекать специалистов и экспертов для проведения ревизии;

— получать от должностных и материально-ответственных лиц письменные разъяснения по возникающим в ходе ревизии вопросам и др.

— Ревизии подразделяются на несколько видов.

По содержанию ревизии делятся на документальные и фактические. Документальные ревизии включают в себя проверку различных финансовых документов. На основе их анализа можно определить законность и целесообразность расходования средств. В ходе фактической ревизии проверяется наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей.

По времени осуществления ревизии делятся на плановые и внеплановые. В основном ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах, министерствах или ведомствах. Плановые ревизии в производственной сфере проводятся не реже одного раза в год, а в непроизводственной сфере — не реже двух раз в год.

По обследуемому периоду деятельности ревизии делятся на фронтальные и выборочные. При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период. Выборочная (частичная) ревизия представляет собой проверку финансовой деятельности только за какой-то короткий период времени.

По объему ревизуемой деятельности ревизии подразделяются на комплексные, при которых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях (в них принимают участие одновременно ревизоры нескольких органов), и тематические, которые сводятся к обследованию какой-либо сферы финансовой деятельности.

Источник: http://www.aup.ru/books/m231/3_2.htm

Ревизия как основной метод финансового контроля

Ревизия — это сплошная документальная и фактическая проверка всех финансово-хозяйственных операций, совершенных проверяемой организацией за определенный период.

При ревизии проверяют все операции экономического субъекта с использованием всех необходимых для этого приемов и способов — от сверки имеющихся на месте документов до встречных проверок в организациях, с которыми связан проверяемый объект финансовыми или другими отношениями. Это дает практическую и техническую возможность не пропустить никаких мелочей, тем более, не пройти мимо значительных операций, которые могут скрывать нарушения.

Право проведения финансовых ревизий и проверок предоставлено Минфину России и его территориальным контрольно-ревизионным органам положениями о министерстве и названных органах, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Ревизии проводят контрольные финансовые подразделения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления.

Иными словами, финансовые ревизии, проверки широко распространены в практике контролирующих органов именно как основные методы финансового контроля.

И по возможностям выявления финансовых нарушений на первом месте, несомненно, стоит ревизия, что определяется ее финансово-экономическим содержанием и организационно-правовым оформлением результатов.

Ревизия охватывает все направления финансово-хозяйственной деятельности организации.

Ревизор начинает свою работу с установления соответствия осуществляемой организацией деятельности ее учредительным документам.

Основными направлениями ревизии становятся вопросы соблюдения финансовой дисциплины, правильности ведения бухгалтерского учета и составления отчетности. Ревизия также проверяет, как обеспечивается сохранность денежных средств и материальных ценностей. Все это непременные условия и факторы выполнения требований законодательства при совершении организацией хозяйственных и финансовых операций.

В ходе ревизии, проверяющие должны документально и фактически убедиться в обоснованности операций с денежными средствами и ценными бумагами, кредитных и расчетных операций, расчетов сметных назначений, проверить исполнение смет расходов, полноту и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами. В бюджетных организациях особое значение имеет проверка использования бюджетных средств по целевому назначению. Непременно проверяется правильность образования и расходования государственных внебюджетных средств А.Г. Андреев Правовые основы финансового контроля / Андреев А.Г., Соменко А.Д..-М.: Финансы, 2005-с.105.

Важным разделом ревизии обычно является проверка операций с основными средствами и нематериальными активами, инвестиций, т. е. затрат капитального характера, а также затрат на текущую деятельность, расчетов по оплате труда и других расчетов с физическими лицами.

Ревизия есть сплошная проверка всех операций, всех результатов, всех документов, всех фактов. Важным условием объективности выступает сложившаяся организационно-правовая практика оформления результатов ревизии. Обычно по результатам ревизии составляют акт, который подписывают и проверяющие, и проверяемые.

В ходе проведения ревизии и оформления ее результатов особенно значительна роль главного бухгалтера и всей бухгалтерии проверяемой организации. Согласно закону главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики и ведение бухгалтерского учета, своевременное представление и достоверность отчетности. Он обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств. Поэтому ревизия — прежде всего экзамен для бухгалтерской службы организации.

Источник: http://vuzlit.ru/674909/reviziya_osnovnoy_metod_finansovogo_kontrolya

Методы финансового контроля

Различают следующие методы проведения финансового контроля: проверки, обследования, надзор, анализ финансового состояния, наблюдение (мониторинг), ревизии.

В процессе проведения проверок на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений. Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации. Проверки подразделяются на тематические и документальные.

Читайте так же:  Ходатайство о допуске представителя гпк

Тематические проверки – это изучение отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности (ФХД) подконтрольного субъекта.

Документальные проверки – это изучение ФХД подконтрольного объекта только на основании документов: балансов, счетов, отчетов и др.

Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей об­следуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.

Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Департамента страхового надзора Минфина России — за страховыми фирмами. Несоблюдение нормативов, приводящее к риску банкротства и ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.

Анализ финансового состояния как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой дел­ьности и ликвидности, обеспеченности собственным ка­галом и эффективности его использования.

Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.

Ревизия — наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности и эффективности. Ревизии могут быть: полные и частичные; комплексные тематические; плановые и внеплановые.

Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий и учреждений, а также различными государственными и негосударственными органами контроля (Департаментом финансового контроля и аудита Министерства финансов РФ, Казначейством, Центральным банком, аудиторскими службами). Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8959 —

| 7261 — или читать все.

Источник: http://studopedia.ru/3_66760_metodi-finansovogo-kontrolya.html

1. Ревизия и проверка как метод финансового контроля. Понятие, особенности, виды.

Финансовый контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают приемы и способы его осуществления. Применение конкретного метода зависит от ряда факторов: правового положения и особенностей форм деятельности органов, осуществляющих контроль, от объекта или цели контроля, оснований возникновения контрольных правоотношений и др. Используются различные методы финансового контроля.

Проверка (касается основных вопросов финансовой деятельности и проводится на месте с использованием балансовых, отчетных и расходных документов для выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий), которая подразделяется на документальную и камеральную. Документальные проверки проводятся непосредственно на предприятии или в организации. При этом изучаются сметы расходов, бухгалтерская и статистическая отчетность, расчеты с бюджетом по налогам и другим обязательным платежам, иные финансовые документы. Контрольные органы имеют право изымать документы, свидетельствующие о сокрытии объектов налогообложения и незаконном использовании бюджетных средств в том случае, если их сохранность не гарантируется (то есть если они могут быть подменены или уничтожены). Особенностью камеральных проверок является то, что они не связаны с посещением проверяемых организаций. Такие проверки проводятся по месту нахождения контрольного органа на основе документов, предоставленных предприятиями и организациями, а также иных сведений, имеющихся в его распоряжении;

Основной формой финансового контроля является ревизия (система контрольных действий по документальной и фактической проверке обоснованности совершаемых организацией хозяйственных и финансовых операций в ревизуемом периоде или достигнутых результатов ее финансово-хозяйственной деятельности) , представляющая собой наиболее глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений в целях проверки ее законности, правильности, целесообразности, установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте. Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизии. Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств и товарно-материальных ценностей. Как правило, ревизии проводятся на основе заранее составленной программы работы ревизоров, которые наделены широкими правами: проверять на ревизуемых предприятиях первичные документы, бухгалтерскую отчетность, планы, сметы, фактическое наличие денег, ценные бумаг; проводить частичные или сплошные инвентаризации, опечатывать склады, кассы; привлекать специалистов и экспертов для проведения ревизии и др.

В содержании: в порядке ее назначения уполномоченными гос. органами, в том, что ее могут проводить только наделенные данными полномочиями органы и субъекты, в том, что ревизия проводится только комиссионно, а по ее окончании составляется акт, имеющий юридическое значение. Ее могут проводить: Счетная палата, фед.служба по фин-бюджет. Надзору, Фед. Казначейство, контрольно-ревизионные подразделения отраслевых министерств и ведомств.

По объекту проверки различают ревизии документальные, фактические. Документальные ревизии включают в себя проверку различных финансовых документов. На основе их анализа можно определить законность и целесообразность расходования средств. В ходе фактической ревизии проверяется наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей.

По организационному признаку они могут быть плановыми (предусмотренными в плане работы соответствующего органа) и внеплановыми (назначенными в связи с поступлением информации, требующей проверки). В основном ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах,

министерствах и ведомствах. Плановые ревизии в производственной сфере проводятся не реже одного раза в год, а в непроизводственной сфере — не реже двух раз в год.

Также ревизии могут быть комплексными (проводимыми совместно с несколькими контролирующими органами). Разновидностью комплексных ревизий являются сквозные проверки, одновременно охватывающие контролем финансово-хозяйственную деятельность вышестоящего органа государственного управления и части подведомственных ему предприятий и организаций. В этом случае возможно оценить эффективность финансово-хозяйственной деятельности как отдельного предприятия, так и отрасли в целом, что позволяет полнее вскрыть наличие внутрихозяйственных резервов, повышение производительности труда и экономики финансовых ресурсов.

По степени охвата данных в процессе проверки ревизии могут быть: сплошными (контролируются все документы и материальные ценности); выборочными (контролируется не весь объект, а его выборка).

В зависимости от полноты охвата подконтрольного объекта, ревизии бывают полными (предполагают проверку всей документации за весь ревизуемый период) и частными (затрагивают всю документации, но ограничиваются более короткими промежутками времени (например, квартальные ревизии).

Тематические ревизии имеют место тогда, когда проверяются отдельные участки работы предприятия или организации, например, правильность расхода фонда заработной платы, финансирование капитального ремонта и т. п.

По обследуемому периоду деятельности ревизии делятся на фронтальные и выборочные . При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период. Выборочная (частичная) представляет собой проверку финансовой деятельности только за короткий период времени.

Читайте так же:  Прием гражданина узбекистана с патентом

По объему деятельности ревизии подразделяются на комплексные , при которых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях, и тематические , которые сводятся к обследованию какой-либо сферы финансовой деятельности.

Результаты ревизии оформляются актом, имеющим юридическую силу источника доказательств в следственной и судебной практике.

Юридическое значение акта ревизии

По окончании ревизии членами комиссии составляется акт ревизии — документ, имеющий важное юридическое значение. Он подписывается лицами, производившими ревизию, а также руководителем и главным бухгалтером проверяемого юридического лица.

В акте ревизии указываются цели ревизии, основные результаты проверки, выявленные факты нарушения финансовой дисциплины, указываются причины, повлекшие данные нарушения, а также виновные в данных нарушениях. Если у руководителя или главного бухгалтера имеются замечания и возражения, то они приобщаются к акту ревизии. На основе акта ревизии принимаются: меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, к возмещению причиненного материального ущерба, виновные привлекаются к ответственности, разрабатываются предложения по предупреждению нарушений. В случае необходимости в ходе ревизии составляется промежуточный акт, а материалы ревизии направляются следственным органам для возбуждения уголовного дела. Руководитель проверяемой организации должен принять меры к устранению выявленных нарушений до окончания проведения ревизии.

Источник: http://studfile.net/preview/2093989/page:35/

Проверка как основной метод финансового контроля

В соответствии с примечанием к пункту 1 Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 года № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», под проверкой понимается совокупность мероприятий, проводимых контролирующими (надзорными) органами в отношении проверяемых субъектов для оценки соответствия требованиям законодательства осуществляемых ими деятельности, в том числе совершенных финансово-хозяйственных операций, а также действий (бездействия) их должностных лиц и иных работников.

В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 года № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», проверки организаций, их обособленных подразделений, имеющих учетный номер плательщика, представительств иностранных организаций, индивидуальных предпринимателей, а также лиц, осуществляющих частную нотариальную, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, вправе проводить только государственные органы (их структурные подразделения, территориальные органы, подчиненные организации) и иные организации, уполномоченные законодательными актами на осуществление контроля (надзора) за деятельностью проверяемых субъектов и включенные в перечень контролирующих (надзорных) органов с указанием сфер контрольной (надзорной) деятельности, утверждаемый Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 года № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».

Тема проводимой проверки должна соответствовать компетенции контролирующего (надзорного) органа.

Указанные выше требования являются обязательными для всех контролирующих (надзорных) органов, проверяемых субъектов.

Общественный контроль в форме проведения проверок вправе осуществлять профессиональные союзы, их организационные структуры, объединения таких союзов и их организационные структуры в случаях и порядке, установленных иными законодательными актами. Осуществление общественного контроля в форме проведения проверок другими организациями, кроме указанных в части 1 пункта 4 Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 года № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», а также физическими лицами запрещается.

В соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь, запрещено, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 5 Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 года № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», проведение проверок в течение двух лет со дня:

В то же время, в соответствии с пунктом 5 Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 года № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», в течение указанного выше срока могут назначаться внеплановые проверки:

Внеплановые проверки назначаются руководителем контролирующего (надзорного) органа (в том числе территориального органа, структурного подразделения, подчиненной организации) или его уполномоченным заместителем в пределах компетенции контролирующего (надзорного) органа с соблюдением иных требований Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 года № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».

По истечении срока, определенного в пункте 4 Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 года № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», проверка может быть проведена при ее включении в координационный план контрольной (надзорной) деятельности (плановая проверка):

  • в зависимости от отнесения проверяемого субъекта к высокой, средней или низкой группе риска в соответствии с критериями отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых проверок, утверждаемыми Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 года № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»;
  • на основании решения или поручения Президента Республики Беларусь, в соответствии с которым деятельность конкретного проверяемого субъекта подлежит проверке, но не требующего ее безотлагательного начала.

Контролирующий (надзорный) орган вправе назначить плановые проверки в отношении проверяемых субъектов, отнесенных:

  • к высокой группе риска, – не чаще одного раза в течение календарного года. Если по результатам проведенной контролирующим (надзорным) органом плановой проверки нарушений законодательства проверяемым субъектом не установлено, следующая плановая проверка этого субъекта назначается данным контролирующим (надзорным) органом не ранее чем через два года;
  • к средней группе риска, – не чаще одного раза в три года. Если по результатам проведенной контролирующим (надзорным) органом плановой проверки нарушений законодательства проверяемым субъектом не установлено, следующая плановая проверка этого субъекта назначается данным контролирующим (надзорным) органом не ранее чем через пять лет;
  • к низкой группе риска, – по мере необходимости, но не чаще одного раза в пять лет.

Плановые проверки в отношении проверяемого субъекта, отнесенного к средней группе риска, могут не назначаться, а отнесенного к низкой группе риска, – не назначаются в одном из следующих случаев:

  • по результатам анализа имеющейся в распоряжении контролирующего (надзорного) органа информации, в том числе представленной проверяемым субъектом по контрольному списку вопросов (чек-листу), не установлено признаков, указывающих на нарушения законодательства;
  • на дату назначения проверки имеется аудиторское заключение, содержащее безусловно положительное мнение аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности (данных книги учета доходов и расходов проверяемых субъектов, применяющих упрощенную систему налогообложения) и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству. В этом случае плановые проверки могут не назначаться (не назначаются) за период и по вопросам, проверенным в ходе аудита, за исключением проверки вопросов правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в бюджет, в том числе в государственные целевые бюджетные фонды, а также государственные внебюджетные фонды.
Видео (кликните для воспроизведения).

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 404 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Читайте так же:  Оформление туристической визы в испанию

Источник: http://studopedia.su/9_101958_proverka-kak-osnovnoy-metod-finansovogo-kontrolya.html

§ 14. Методы финансового контроля

К основным методам финансового контроля относятся:

Четкого перечня методов финансового контроля в законодательстве нет, однако все вышеназванные методы закреплены в нормативных правовых актах.

Наблюдение представляет собой визуальное ознакомление с объектом контроля. С помощью наблюдения можно определить направления финансовой деятельности предприятия, организа-ции, их организационную структуру управления, а также сделать предварительные выводы об их рентабельности, системе доходов и расходов. Следует учесть, что при наблюдении нельзя в точности определить финансовое состояние проверяемого объекта. Однако в большинстве случаев сделанные выводы являются достоверными, что подтверждается результатами непосредственной проверки. Наблюдение как метод финансового контроля используется и при осуществлении проверок, обследования и ревизии. Так, наблюдение применяется в качестве метода контроля финансового состояния организации при осуществлении процедуры банкротства .

В отличие от наблюдения проверка осуществляется непосредственно на объекте контроля с целью проверки соответствия учетных данных материальным ценностям в наличии. В то же время в ходе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и определяются меры по их устранению. Проверка является единичным контрольным действием, т. е. осуществляется единожды и предполагает исследование состояния дел организации на определенном участке деятельности. Вопросы организации и порядка проверки закреплены Бюджетным и Налоговым кодексами Российской Федерации, Федеральным законом «О бухгалтерском учете». Результаты проверки оформляются специальным актом, с которым ознакомляют руководителя организации. По результатам проверки могут применяться различные меры воздействия дисципли-нарного, материального, административного и иного характера.

Обследование охватывает более широкий круг финансово-эко-номических показателей деятельности объекта. Оно проводится для определения финансового состояния, финансовой устойчивости и возможных перспектив развития организаций и предприятий. При обследовании не обязательно проверяются первичные бухгалтерские документы, могут проводиться и контрольные замеры работ, расходов топлива, электроэнергии, проверка скрытых объектов финансирования и налогообложения путем опроса, анкетирования, инспекции на месте и т.д.

Анализ как метод финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, ликвидности, обеспеченности собственным капиталом, эффективности его использования и т.п. Данный метод контроля отличается системным подходом и включает в себя статистические и экономико-математические аналитические приемы: сводку, группировку, расчет обобщающих величин (абсолютных, относительных и средних), анализ рядов динамики, индексный, табличный и графический методы, построение экономико-мате-матических моделей на базе расчетных коэффициентов.

Наиболее глубоким и всеобъемлющим методом финансового контроля является ревизия. Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных хо-зяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством возложена ответственность за их осуществление.

Основной задачей ревизии является проверка финансово-хозяйственной деятельности организации по следующим направлениям:

соответствие осуществляемой деятельности организации учредительным документам;

исполнение смет расходов;

использование бюджетных средств по целевому назначению;

обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;

соблюдение финансовой дисциплины, правильность ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;

полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;

операции с основными средствами и нематериальными ак-тивами;

операции, связанные с инвестициями;

расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами и др.

Вопросы организации проведения и содержания ревизии регулируются различными нормативными правовыми актами, в том числе Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»’, приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 апреля 2000 г. № 42н «Об утверждении инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами». Ревизии имеют право проводить Счетная палата Российской Федерации, Федеральное казначейство, контрольно-ревизионные органы министерств и федеральных служб. Ревизии можно классифицировать по нескольким основаниям.

По своему содержанию ревизии бывают документальные и фактические. Документальные включают в себя проверку финансовой документации, ведения учета и отчетности. В ходе фактической ревизии осуществляется проверка наличия материальных ценностей, денежных средств.

По объему проверяемой деятельности ревизии делятся на комплексные и тематические. Комплексные ревизии охватывают все направления финансовой деятельности субъекта, а тематические применяются для проверки какой-либо одной сферы (например, правильное использование фонда заработной платы, расходование целевых средств и т.п.).

По времени проведения ревизии подразделяются на плановые и внеплановые. В основном ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах, министерствах и службах, но в определенных случаях могут проводиться и внеплановые ревизии. Конкретные вопросы ревизии определяются соответствующей программой или перечнем основных объектов и направлений ревизии.

Сроки проведения ревизии не могут превышать 45 дней и устанавливаются руководителем контрольно-ревизионного органа с учетом объема предстоящих работ и особенностей контролируемой организации.

По окончании ревизии составляется акт ревизии — документ, имеющий важное юридическое значение. Он подписывается лицами, проводившими ревизию, а также руководителем и главным бухгалтером проверяемого юридического лица. В акте ревизии указываются цели ревизии, основные результаты проверки, выявленные факты нарушений финансовой дисциплины, указываются причины, повлекшие данные нарушения, лица, виновные в данных нарушениях, а также предлагаются меры по устранению обнаруженных нарушений и меры ответственности виновных лиц. В случае установления фактов недостач, хищений материальных ценностей акт ревизии направляется следственным органам, которые могут возбудить уголовное дело. Матери-алы ревизии предоставляются руководителю контрольно-ревизионного органа в срок не позднее трех рабочих дней после подписания акта.

Новым для России методом финансового контроля является аудит, который за последние десять лет получил широкое распространение. По сравнению с другими методами контроля аудит обладает рядом преимуществ, такими как соблюдение аудиторской тайны (результаты проверки известны только руководителю организации и аудитору), возможность добровольного проведения, передачи прав организации на представление своих интересов в налоговых спорах аудиторской фирме. Следует также отметить, что обязательный аудит — это независимая финансовая проверка, касающаяся только ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Однако добровольный аудит может охватывать любые направления и сферы деятельности, которые определяются договором с хозяйствующим субъектом. Деление аудита на обязательный и добровольный предполагает его широкое применение. Обязательный аудит — это ежегодная обязательная (в силу требований закона) проверка. В соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит проводится в том случае, если:

организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

организация является кредитной организацией, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством Россий-ской Федерации обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами, фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц; объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного периода в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда;

Читайте так же:  Как сделать документ в электронном виде

организация является государственным унитарным предпри-ятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют вышеуказанной норме. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены;

обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен федеральным законом (например, в случае объявления организации банкротом или ее ликвидации).

При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25 процентов, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса. Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральным законом.

По итогам аудиторской проверки составляется аудиторское заключение. Форма, содержание и порядок представления аудиторского заключения определяются федеральными стандартами ауди-торской деятельности. В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для государства или хозяйствующего субъекта, с аудитора (аудиторской фирмы) эти убытки могут быть взысканы на основании решения суда.

Составление заведомо ложного аудиторского заключения влечет ответственность в виде аннулирования квалификационного аттестата аудитора и привлечения его к уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Контрольные вопросы и задания

Дайте определение финансового контроля.

Назовите принципы финансового контроля.

Раскройте основные виды финансового контроля.

Что представляет собой государственный финансовый контроль?

В чем сущность внутрихозяйственного и независимого финансового контроля?

Назовите методы финансового контроля.

Каково назначение и основные задачи ревизии?

Каковы особенности аудита как метода финансового контроля?

Источник: http://lawbook.online/finansovoe-pravo-rossii-kniga/metodyi-finansovogo-kontrolya-4645.html

Методы финансового контроля. Формы финансового контроля

Финансовый контроль — обязательная составляющая бюджетного процесса и часто задействуемая в среде бизнеса процедура. Природа его субъектов разнообразна. Это могут быть государственные, муниципальные ведомства, общественные объединения, аудиторские фирмы. Аналогично, объекты финансового контроля — это предприятия и организации, осуществляющие деятельность в самых разных сферах. Каковы особенности данной процедуры? Каковы критерии классификации финансового контроля?

Для чего нужен финансовый контроль?

Организация финансового контроля необходима предприятиям и организациям с целью обеспечения эффективного задействования ими денежного ресурса, предоставляемого в качестве ассигнований (если речь идет о бюджетных структурах) или же извлекаемого в процессе коммерческой деятельности. Также в ряде случаев данного рода активности используются с целью оценки уровня платежной и налоговой дисциплины субъектов хозяйственной деятельности. Есть различные методы финансового контроля. Российские эксперты выделяют следующий перечень основных:

Рассмотрим сущность каждого из них более подробно.

Мониторинг

Осуществление финансового контроля может базироваться на методе мониторинга. Его сущность предполагает, главным образом, ознакомительную работу субъекта контроля со спецификой деятельности его объекта.

На основе метода мониторинга возможны некоторые предварительные выводы, касающиеся эффективности использования предприятием или организацией финансового ресурса, однако глубокого исследования каких-либо процессов, отражающих управление денежным ресурсом, как правило, не проводится.

Обследование

Современные методы финансового контроля включают такой вид активности, как обследование. Многие эксперты считают его одним из самых распространенных в российской практике. Обследование применяется, как правило, с целью выявления закономерностей, характеризующих какой-либо аспект деятельности предприятия в области управления финансами. С помощью данного метода субъект финансового контроля исследует процессы, отражающие уровень платежной дисциплины организации, а также иные факты, полезные с точки зрения оценки качества управления денежными потоками со стороны предприятия. Обследование включает в себя несколько типичных задач: изучение финансовой документации, источников, отражающих выполнение организацией тех или иных законодательных предписаний, корректность ведения различного рода отчетов и стабильность их предоставления в компетентные структуры.

Анализ

Следующий популярный метод финансового контроля — анализ. Он подразумевает задействование различного рода математических инструментов с целью выявления неких закономерностей в финансовых активностях предприятия, которые можно наглядно представит в виде конкретных цифр. Объектом контроля обычно становятся показатели, относимые к бухгалтерской документации.

Ключевая задача при проведении анализа соответствующих источников — определение того, насколько корректно они заполняются, и в какой мере объективно отражают процессы управления финансами на предприятии. На практике анализ бухгалтерской документации чаще всего выполняют в отношении государственных организаций: органы финансового контроля при этом обычно выявляют, насколько эффективно идет освоение бюджетных ресурсов.

Проверка

Проверку как метод финансового контроля российские эксперты также относят к категории ключевых. Его сущность — в изучении областей деятельности предприятия, которые связаны с необходимостью следования актуальным нормам финансового законодательства. То есть каких-либо нарушений правил, изложенных в нормативных актах, именно в такого типа структурах быть в принципе не должно. Как и в случае с анализом, данный метод часто применяется в бюджетной сфере. Органы финансового контроля, которые могут участвовать в проверке, в ряде случаев представлены высшими исполнительными ведомствами — такими как, например, Счетная Палата России. Вместе с тем данный инструмент также характерен и для банковской отрасли. Так, например, самые популярные методы финансового контроля, применяемые ЦБ РФ в отношении коммерческих кредитно-финансовых организаций, включают в себя именно проверку.

Рассматриваемый инструмент на практике регулярно задействуется налоговиками. Так, например, контроль финансовой деятельности организаций в аспекте платежей в казну ФНС России осуществляет посредством камеральных или же выездных проверок. Существуют самые разные категории активностей рассматриваемого типа. Так, есть проверки тематические, встречные. По критерию срочности они могут быть плановыми или же инициированными вне предварительных графиков.

Такой метод финансового контроля, как проверка, обычно сопровождается оформлением некоторого документа, отражающего результат проведения соответствующего мероприятия. Часто это акт, отражающий перечень выявленных нарушений — например, в аспекте налоговых платежей. Исследовав этот документ, руководитель территориального подразделения ФНС, если речь идет об этом ведомстве, может принять решение применить в отношении организации, допустившей нарушение, предусмотренные законом меры ответственности.

Ревизия

Ревизия — в числе наиболее комплексных методов. Можно сказать, что это целая система финансового контроля. Цель ее проведения — всестороннее исследование финансово-хозяйственного аспекта деятельности предприятий и организаций. При этом в рамках ревизии могут изучаться не только документы, отражающие управление денежными потоками, но также и источники, отражающие юридические аспекты деятельности компании, специфику производственных процессов. Вместе с тем основная задача применения данного метода — все-таки выявить особенности реализации конкретно финансовых активностей, обнаружить возможные нарушения в проведении операций с денежными потоками, сопоставить их назначение и документальное оформление с нормами закона. Во многих случаях ревизию, как и проверку, осуществляют высшие структуры исполнительной власти.

Читайте так же:  Письмо не подлежит сертификации образец

Экспертиза

Методы финансового контроля, регулярно применяемые в России, представлены также и экспертизой. Данный вид активностей представляет собой исследование, которое, как правило, проводится с целью выявления размеров денежных средств и направлений их переводов в рамках операций, проводимых предприятием. В числе ключевых задач экспертизы — сопоставить полученные факты, отражающие содержание финансовых транзакций, с нормами, планами, критериями, установленными на уровне правовых актов или иных распоряжений, имеющих непосредственное отношение к деятельности организации. Данный метод финансового контроля считается аналитиками одним из самых сложных в аспекте практической реализации. Однако, с точки зрения достоверности результатов, он признается экспертами оптимальным.

Какими бывают виды финансового контроля? Критериев классификации соответствующего вида активностей достаточно много. В российской практике весьма распространено деление финансового контроля на внутренний и внешний. Рассмотрим данный тип классификации более подробно.

Финансовый контроль: исследование изнутри

Что такое внутренний финансовый контроль? Это система или же инициированная на время проведения соответствующего исследования структурная единица на предприятии, ответственная за проверку деятельности фирмы на предмет исполнения решений в области управления финансовыми потоками. Цель внутреннего контроля — выявление возможных ошибок со стороны отдельных сотрудников фирмы в аспекте обеспечения соответствия выполняемой работе принятой финансовой стратегии организации. В ряде случаев — обнаружение намеренных, обусловленных поиском личной выгоды действий, которые нежелательны с точки зрения устойчивости бизнес-модели компании.

Внутренний финансовый контроль — явление, характерное также и для государственных структур. Часто он проводится на уровне отдельных ведомств. Цель — проверка деятельности отдельных структур, формирующих собой тот или иной орган, на предмет эффективного освоения бюджетных средств и отсутствия нарушений релевантного законодательства.

Осуществление внутреннего контроля часто предполагает создание в структуре компаний (если вести речь о сфере частного бизнеса) подразделений, непосредственно специализирующихся на соответствующем виде активностей. Каким образом подобные единицы формируются в компаниях?

Как правило, на предприятиях создается независимая от других внутренних структур служба финансового контроля. Процесс ее формирования обычно состоит из следующих этапов.

Во-первых, это определение перечня ключевых показателей, отражающих эффективность тех или иных финансовых операций или же соответствие их нормам, определенным на уровне закона, а также элементам стратегии, принятой на предприятии.

Во-вторых, это система интерпретации ключевых показателей. Одно дело — выявить некие цифры, отразить в отчетах некие данные, другое — корректным образом соотнести это с задачами контроля, а также, используя прозрачные критерии, оценить с точки зрения соответствия бизнес-модели фирмы.

В-третьих, это формирование штата специалистов, ответственных за периодическое проведение внутреннего финансового контроля. Есть два основных подхода к решению таких задач. Можно попробовать сформировать соответствующего типа службу на базе уже работающих сотрудников фирмы. Преимущества такого подхода: нет необходимости адаптировать специалистов к особенностям деятельности компании, корпоративной культуре, ключевым аспектам бизнес-модели. Основной недостаток — сотрудникам, уже работающим в фирме, будет достаточно трудно соблюсти нейтралитет и, если это потребуется, строгость в оценке деятельности подразделений компании, где, возможно, работают хорошо знакомые им люди, коллеги. Поэтому во многих фирмах с целью организации службы финансового контроля привлекаются новые сотрудники. Или, что реже, но также практикуется, соответствующая функция организуется по аутсорсинговой модели.

Внешний контроль

Внутренний контроль — вид активностей, в проведении которых в большей степени заинтересована сама организация. Вместе с тем, как в государственной сфере, так и в частной, в аспекте исследования финансовой составляющей деятельности тех или иных хозяйствующих субъектов часто задействуется также и инструментарий со стороны организаций, юридически независимых от исследуемой. Если рассматривать основные виды финансового контроля, то, наряду со внутренним, полезно исследовать также и аспекты, отражающие особенности внешнего.

Отметим, что критериев классификации такого типа активностей в российской экспертной среде достаточно много. Некоторые специалисты выделяют в отдельную категорию государственный финансовый контроль, осуществляемый ФНС и другими ведомствами, а наряду с ним — деятельность частных структур, чаще всего выражаемую в форме аудита. То есть критерий классификации здесь — принадлежность субъектов контроля к государственным структурам или же к частным организациям.

Есть эксперты, которые подразделяют внешний контроль на добровольный и принудительный. Касательно первой категории — рассматриваемого типа исследования проводятся по инициативе компании. Чаще всего это уже отмеченный аудит, проводимый практически всегда частными организациями. Но возможны сценарии, при которых также и государственный финансовый контроль может проводиться на добровольных началах. Например, законодательством РФ закреплена процедура банкротства фирм, а по итогам недавних поправок в законы — также и физлиц. Инициировать ее может на вполне добровольных началах сам субъект хозяйственной активности, в результате чего открывается дело о банкротстве под контролем государственных органов — судов.

Принудительный финансовый контроль — это, как правило, налоговые проверки, которые делятся на два основных типа — камеральные и выездные. Первые считаются менее сложными и глубокими в аспекте исследования финансовой составляющей деятельности организаций. Вторые, соответственно, предполагают достаточно разностороннее исследование документов и процедур, отражающих функционирование субъекта проверок.

Контроль на государственном и муниципальном уровне

Формы финансового контроля, осуществляемые государственными и муниципальными органами власти, выделяются многими российскими экспертами в категорию, обособленную от сфер деятельности структур, так или иначе связанных с частными организациями. Как правило, рассматриваемые виды активностей отражают взаимодействие между ведомствами и органами управления в аспекте бюджетного процесса.

Эксперты выделяют разные основания, по которым могут быть классифицированы формы финансового контроля. Например, по времени он может быть предварительным, текущим или последующим. Относительно первого: он представляет собой чаще всего обсуждение неких проектов, законов и норм, которые впоследствии могут стать основой для реализации неких этапов бюджетного процесса. Касательно второго — это проверка текущего соблюдения уже принятой стратегии. Третий вид финансового контроля — последующий — применяется с целью анализа результатов практической реализации утвержденных концепций.

Другое основание, по которому может быть классифицирован государственный и муниципальный финансовый контроль — специфика его субъекта. Так, например, им может быть исполнительное ведомство, Президент РФ, общество в виде неких объединений, в ряде случаев — частные аудиторские фирмы.

Также основанием для классификации государственного и муниципального контроля может быть уровень его субъекта. Так, в частности, он может быть внутрихозяйственным, когда проверку документов и соответствующих аспектов деятельности фирмы проводят внутренние структуры органа власти или организации. Но государственный и муниципальный контроль может быть ведомственным, когда проверку проводят компетентные структуры, которые по вертикали власти располагаются выше проверяемой организации.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.syl.ru/article/167574/new_metodyi-finansovogo-kontrolya-formyi-finansovogo-kontrolya

Проверка как метод финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here