Порядок обращения граждан в прокуратуру

Сегодня мы раскроем тему: "Порядок обращения граждан в прокуратуру". Здесь собрана и агрегирована полезная тематическая информация. Если в процессе чтения возникли вопросы, то вы можете их сразу же задать дежурному консультанту.

Особенности работы с обращениями граждан в органах прокуратуры

Одним из важнейших компонентов в системе содействия реализации и защиты прав граждан является прокуратура РФ, осуществляющая от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов. Направление обращений граждан в органы прокуратуры может быть одним из эффективных путей разрешения юридической проблемы, с которой гражданин обратился в юридическую клинику.

В результате прохождения учебной клинической практики студенты должны приобрести навык составления от имени гражданина документов, обеспечивающих реализацию их прав и законных интересов. Исходя из этого, представляется обоснованным введение в клинический курс в качестве дисциплины «второго», развивающего уровня модуля «Особенности работы с обращениями граждан в органах прокуратуры».

Студент, изучая работу с обращениями граждан в органах прокуратуры, после того как сам поупражнялся в составлении таких обращений, оказывается «перемещенным» в другую стадию юридического процесса, на которой он может, исходя из задач, функций и полномочий работников органов прокуратуры, переосмыслить конкретные ситуации и избранные пути и механизмы их разрешения.

Механизм рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений закреплен в Федеральном законе от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и в ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Об эффективности работы органов прокуратуры с обращениями граждан свидетельствуют следующие статистические данные (табл. 13.1, 13.2) [1] :

В ряде случаев прокуратура оказалась единственным органом, способным реально противодействовать нарушениям закона, поскольку действует независимо от других органов власти. В связи с этим в обществе сложилось

Результаты рассмотрения заявлений, жалоб и иных обращений

Поступило обращений (без дубликатов) в отчетный период

Всего рассмотрено обращений

Разрешено обращений (без дубликатов)

Удовлетворено обращений (без дубликатов)

Принято граждан на личном приеме

Характер разрешенных заявлений, жалоб и иных обращений

По вопросам надзора за исполнением законов и законностью правовых актов, в том числе:

На нарушения трудового законодательства

На нарушения жилищного законодательства

По вопросам федеральной безопасности, межнациональных отношений

На нарушения законодательства о государственной и муниципальной службе, о противодействии коррупции

На нарушения законодательства в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

На нарушения законодательства при реализации приоритетных национальных проектов

На действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания и следователя при принятии, регистрации и рассмотрении сообщения о преступлении

мнение, что прокуратура является универсальной «книгой жалоб», однако это не так. При составлении для клиента клиники обращений в органы прокуратуры необходимо учитывать следующее. Во-первых, прокуратура не подменяет собой государственные контролирующие и надзорные органы. Во-вторых, в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов, охраняемых законом прав, свобод и интересов человека и гражданина, интересов общества. В-третьих, поскольку прокуратура — это единая централизованная система органов, действующая на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим, то и разрешение обращений граждан начинается на уровне районных (городских) прокуратур.

Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые являются едиными для всех государственных органов и установлены Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Обращения граждан в органы прокуратуры могут быть:

  • — направлены по почте, телеграфу, факсимильной связью;
  • — оставлены в ящике «Для обращений и заявлений», установленном непосредственно в прокуратуре;
  • — размещены в электронном виде на сайте соответствующей прокуратуры или направлены электронной почтой;
  • — поданы на личном приеме руководителю или уполномоченному лицу прокуратуры (содержание устного обращения заносится в компьютерную базу данных либо в книгу регистрации приема посетителей).

При работе с приемом обращений граждан в органах прокуратуры следует руководствоваться Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 № 45.

Все поступившие обращения граждан должны быть зарегистрированы во входящей корреспонденции в течение трех дней с момента поступления.

Затем сотрудник прокуратуры (и взаимодействующий с ним на выездном мероприятии практикант юридической клиники), должен оценить соответствие письменного обращения тем требованиям, которые предъявляются к его форме, а именно: гражданин в своем обращении в обязательном порядке указывает либо наименование прокуратуры, в которую направлено письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего руководителя прокуратуры, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ (это может быть не адрес места жительства), излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату. В обращении, направленном в форме электронного документа, гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество, адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме.

В случае необходимости в подтверждение доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

В случае если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в рамках его компетенции.

Па следующем этапе сотрудник прокуратуры должен проанализировать содержание обращения.

Обращения, в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения, либо не представляется возможным понять существо вопроса, возвращаются заявителям с предложением восполнить недостающие данные, а при необходимости с разъяснением, куда им для этого следует обратиться.

Обращения, содержание которых свидетельствует о прямом вмешательстве авторов в компетенцию органов прокуратуры, может быть оставлено без рассмотрения. Об этом автору обращения направляется мотивированное сообщение.

В случае если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на него не дается и оно не подлежит направлению в иные государственные органы, об этом сообщается автору обращения, если его фамилия и адрес поддаются прочтению, с одновременным возвращением обращения заявителю и разъяснением права повторного обращения по данному вопросу. Копии таких обращений хранятся в номенклатурных делах или имеющихся надзорных (наблюдательных) производствах.

Читайте так же:  Карьерный рост – что это, как достигнуть, какие бывают виды

Во всех случаях срок для направления письма автору — семь дней со дня регистрации.

Обращение, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица или членов его семьи, может быть оставлено без ответа по существу с уведомлением заявителя о недопустимости злоупотребления предоставленным ему законом правом на обращение.

Без разрешения может быть оставлено обращение, лишенное но содержанию логики и смысла, если имеется решение суда о признании заявителя недееспособным в связи с наличием у него психического расстройства.

Во всех перечисленных случаях сотрудник прокуратуры должен составить рапорт, на основании которого прокурором или его заместителем принимается решение об оставлении обращения без ответа но существу (без разрешения).

Если обращение соответствует требованиям к форме и содержанию, оно принимается к предварительному рассмотрению.

Для ряда обращений установлен специальный порядок рассмотрения, в частности:

По результатам предварительного рассмотрения обращения уполномоченный сотрудник прокуратуры принимает одно из следующих решений:

1) о принятии к разрешению; 2) об оставлении без разрешения; 3) о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; 4) о направлении в другие органы; 5) о прекращении рассмотрения обращения; 6) о приобщении к ранее поступившему обращению; 7) о возврате заявителю.

Обращения, решения по которым не принимали руководители нижестоящих прокуратур, направляются им вышестоящей прокуратурой для проверки доводов с установлением контроля либо без контроля, с одновременным уведомлением об этом заявителя (и. 3.2 указанной выше Инструкции).

Если консультант намерен предложить клиенту юридической клиники направление обращения в органы прокуратуры, он обязан при консультировании разъяснить гражданину полномочия, имеющиеся у прокурора, для проверки доводов, изложенных в обращении. Так, прокурор вправе беспрепятственно входить на территории и в помещения Следственного комитет РФ, представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и др., иметь доступ к их документам и материалам, проверить исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; потребовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызвать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Также консультант обязан сообщить клиенту, к каким официальным действиям может прибегнуть прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами: освободить своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов; опротестовать противоречащие закону правовые акты; обратиться в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными; внести представление об устранении нарушений закона.

При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.

В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях; требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» (ст. 23—25.1) предусмотрены определенные формы реагирования прокурора (акты прокурорского реагирования): протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращение в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ; представление об устраненип нарушений закона; постановление о возбуждении производства об административном правонарушении; предостережение о недопустимости нарушения закона.

Практикант для успешной практики по работе с обращениями граждан должен ориентироваться в том, какие решения могут быть приняты по итогам расемотрения обращений.

Практикант для надлежащей работы с обращениями граждан должен знать, что инструкцией предусмотрены единые сроки рассмотрения обращений [2] , что обращения считаются разрешенными только в том случае, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты в соответствии с действующим законодательством необходимые меры и даны исчерпывающие ответы заявителям; что ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным; что в случаях отказов в их удовлетворении заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

В прокуратурах субъектов РФ и нижестоящих прокуратурах прием граждан проводится в течение всего рабочего дня сотрудником, отвечающим за организацию работы с обращениями граждан, а также руководителями органов прокуратуры и по их поручению другими работниками согласно графику, который должен быть вывешен в доступном для граждан месте. Порядок приема в вечернее время, выходные и праздничные дни устанавливается руководителями прокуратуры.

Руководителями прокуратур прием населения проводится не реже одного раза в неделю.

При личном приеме гражданин обязан предъявить документ, удостоверяющий его личность. Посетители, направленные на прием к работникам управлений и отделов органов прокуратуры с первичными жалобами, принимаются незамедлительно.

В случае если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается соответствующая запись. В необходимых случаях гражданам даются устные разъяснения действующего законодательства, а также разъяснения, куда и в каком порядке им следует обращаться. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Читайте так же:  Понятие покушения на кражу

Источник: http://studme.org/286112/pravo/osobennosti_raboty_obrascheniyami_grazhdan_organah_prokuratury

Прокуратура Московской области

Деятельность органов прокуратуры в этом направлении регламентируется: Конституцией Российской Федерации (ст.33), Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации от 17.01.1992 № 2202-I», Федеральным законом «Уголовно-процессуальный Кодекс РФ» от 18.12.2001 № 174-ФЗ, Федеральным законом Российской Федерации от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации», Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приёма граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, введённой в действие приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45, а также приказами и указаниями Генерального прокурора Российской Федерации и прокурора Московской области.

В органах прокуратуры области в соответствии с их полномочиями разрешаются поступившие от граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, а также должностных и иных лиц заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушениях законов на территории области.

Письменное обращение должно содержать либо наименование органа, в который направляется обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо его должность, а также фамилию, имя, отчество (при наличии) гражданина, направившего обращение, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресовании обращения, изложение существа вопроса, личную подпись указанного гражданина и дату.

Обращение, поступившее в форме электронного документа, в обязательном порядке должно содержать фамилию, имя, отчество гражданина, направившего обращение, адрес электронной почты, если ответ (уведомление) должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ (уведомление) должен быть направлен в письменной форме.

В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.

Обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица или членов его семьи, может быть оставлено без ответа по существу с уведомлением заявителя о недопустимости злоупотребления предоставленным ему законом правом обращения с жалобой.

Без разрешения может быть оставлено обращение, если по содержанию оно лишено логики и смысла, если в материалах проверки имеется решение суда о признании заявителя недееспособным в связи с наличием у него психического расстройства.

В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на него не дается, о чем в течение 7 дней сообщается заявителю. Обращения, в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения, либо не представляется возможным понять существо вопроса, в течение 7 дней со дня регистрации возвращаются заявителям с предложением восполнить недостающие данные, а при необходимости — с разъяснением, куда им для этого следует обратиться.

По обращениям, поступившим в форме электронного документа, на адрес электронной почты заявителя в течение 7 дней со дня регистрации направляется уведомление о невозможности разрешения обращения с предложением восполнить недостающие данные.

Обращения, содержание которых свидетельствует о прямом вмешательстве авторов в компетенцию органов прокуратуры, может быть оставлено без рассмотрения. Об этом в течение 7 дней со дня регистрации автору обращения направляется мотивированное сообщение.

Прекращение переписки с заявителем возможно, если повторное обращение не содержит новых доводов, а изложенное ранее – полно, объективно и неоднократно проверялось, и ответы даны в установленном порядке правомочным должностным лицом органа прокуратуры.

Заявителю либо его представителю (дееспособному лицу, имеющему надлежащим образом оформленные полномочия от заявителя), по письменному заявлению предоставляется возможность ознакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, снимать копии документов, находящихся в надзорном (наблюдательном) производстве, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц, и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

Письменное решение о предоставлении заявителю возможности ознакомиться с документами и снимать с них копии принимают соответствующие прокуроры и их заместители, начальники управлений и отделов.

Обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки — не позднее 15 дней.

Срок разрешения обращений исчисляется с момента их регистрации в органах прокуратуры. При продлении срока рассмотрения обращения об этом одновременно уведомляются заявители.

Если по жалобе или заявлению принесен протест, предъявлен иск или использовано иное прокурорское полномочие, заявителю сообщается о том, где впоследствии он может получить информацию о результатах их рассмотрения.

В каждой прокуратуре устанавливается ящик «Для обращений и заявлений», который размещается в приёмной, а в городских, районных и специализированных прокуратурах — в доступном для заявителей месте. Корреспонденция из него извлекается ежедневно, а затем передается для рассмотрения и разрешения в соответствующие подразделения и исполнителям.

Источник: http://mosoblproc.ru/rabota-s-obrashheniyami-grazhdan/poryadok-rassmotreniya-obrashheniy-grazhdan-v-organah-prokuraturyi-moskovskoy-oblasti/

Срок рассмотрения обращения в прокуратуру

srok_rassmotreniya_obrashcheniya_v_prokuraturu.jpg

Похожие публикации

Прокуратура – государственный орган, в задачи которого входит осуществление надзора за соблюдением законности, как органами власти, так и негосударственными структурами. Любое лицо вправе направить в данное ведомство свое обращение с просьбой провести проверку и установить правомерность тех или иных действий, а также вынесенных должностными лицами решений. Во многих ситуациях большое значение имеет оперативность рассмотрения обращения. Поэтому законодательство довольно подробно регламентирует сроки рассмотрения обращения граждан в прокуратуру – это одна из гарантий защиты прав и интересов граждан государством.

Сроки рассмотрения обращения в прокуратуру

В настоящее время реализовано несколько вариантов подачи заявления или жалобы в органы прокуратуры гражданами и юрлицами:

Видео (кликните для воспроизведения).

На личном приеме в часы приема сотрудниками прокуратуры;

Через специальные ящики для приема обращений, установленные в прокуратурах всех уровней;

Посредством электронного обращения.

Вне зависимости от способа направления обращения, сроки рассмотрения обращения граждан в прокуратуру (как и организаций) всегда носят единый характер и регламентированы ст. 10 закона № 2202-1 от 17.01.1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации», законом №59-ФЗ от 02.05.2006 г. «О порядке рассмотрения обращения граждан РФ», а также ведомственной Инструкцией «О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ», утв. Приказом Генпрокуратуры РФ от 30.01.2013 № 45 (ред. от 21.09.2018).

Читайте так же:  Основные задачи торгового представителя

Данные нормативные акты определяют, что обращение должно быть рассмотрено с вынесением по нему решения в течение 15 дней с даты регистрации. При необходимости дополнительного исследования материалов, запроса информации и иных действий для всестороннего рассмотрения обращения данный срок может быть увеличен до 30 рабочих дней. Началом срока рассмотрения определяется дата поступления и регистрации обращения уполномоченным сотрудником прокуратуры. Если последний день срока истекает в выходной день, последним днем рассмотрения считается ближайший рабочий день (п. 5.1 Инструкции).

Продление срока рассмотрения (при необходимости дополнительной проверки и в иных исключительных случаях) допускается прокурором или его заместителем не более, чем на 30 дней, о чем должен быть извещен заявитель (п. 5.8 Инструкции).

В ситуации, когда необходимо оперативное реагирование сроки рассмотрения обращения в прокуратуру могут быть существенно сокращены и составят от 1 до 3 дней. Это возможно только при наличии мотивированного ходатайства прокурору.

Сокращенные сроки предусмотрены и при обращениях, поданных в рамках предварительного следствия. Ст. 124 Уголовно-процессуального кодекса РФ предусматривает, что прокурор должен рассмотреть жалобу в течение 3 суток с момента получения. Этот срок может быть продлен до 10 суток в случае необходимости истребования дополнительных материалов или осуществления иных действий в рамках проверки информации, изложенной в обращении.

Особо стоит отметить случаи, когда обращение подано с нарушением принципа территориальности или подведомственности, т.е. данный орган прокуратуры не вправе проводить проверку по изложенной в обращении информации. Например, заявление или жалоба поступила в прокуратуру другого района, или данное обращение рассматривается другим государственным органом. В таком случае заявление или жалоба перенаправляются по назначению в течение 7 рабочих дней, а заявителю направляется соответствующее уведомление.

По любому обращению в прокуратуру заявитель обязательно получит мотивированный ответ в установленные законодательством сроки. Практика показывает, что в отличие от других государственных ведомств, прокуратура всегда строго соблюдает сроки рассмотрения обращений.

Источник: http://spmag.ru/articles/srok-rassmotreniya-obrashcheniya-v-prokuraturu

Прокуратура Московской области

Порядок рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации», утвержденной приказом Генерального прокурора РФ № 45 от 30.01.2013, другими организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации.

В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Обращения могут быть индивидуальными, то есть поданными самим гражданином (либо его представителем — лицом, полномочия которого подтверждены доверенностью, оформленной в установленном законом порядке, а также законным представителем), объединением граждан или юридическим лицом, которые считают свои права нарушенными, и коллективными. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

Письменное обращение должно содержать либо наименование органа, в который направляется обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо его должность, а также фамилию, имя, отчества (последнее — при наличии) гражданина, направившего обращение, почтовый или электронный адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресовании обращения, изложение существа вопроса, личную подпись указанного гражданина и дату (ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).

Если в обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в органы прокуратуры. Обращения, в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения либо не представляется возможным понять существо вопроса, в течение 7 дней со дня регистрации возвращаются заявителям с предложением восполнить недостающие данные, а при необходимости — с разъяснением, куда им для этого следует обратиться.

Обращения, решения по которым не принимали руководители нижестоящих прокуратур, направляются им для проверки доводов с установлением контроля либо без такового должностным лицом, которому поручено его рассмотрение, с одновременным уведомлением об этом заявителя. Обращения, подлежащие разрешению другими органами и учреждениями, в течение 7 дней со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением принятого решения.

Обращение (запрос), разрешение которого не входит в компетенцию данной прокуратуры, в течение 7 дней со дня регистрации направляется соответствующему прокурору с одновременным уведомлением об этом заявителя.

Обращение, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица или членов его семьи, может быть оставлено без ответа по существу с уведомлением заявителя о недопустимости злоупотребления предоставленным ему законом правом на обращение.

Общий срок рассмотрения обращения составляет 30 дней со дня регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки — в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. В случае проведения дополнительной проверки, запроса материалов и в других исключительных случаях срок разрешения продлевается прокурором либо его заместителем с одновременным уведомлением заявителя о продлении срока рассмотрения и характере принимаемых мер, но не более чем на 30 дней.

Заявитель либо его представитель по письменному заявлению имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если эти материалы непосредственно затрагивают его права и свободы и в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также снимать копии с названных документов и материалов с использованием собственных технических средств.

Читайте так же:  Куда сообщить что соседи сдают квартиру

Источник: http://mosoblproc.ru/explain/o-poryadke-rassmotreniya-obrashheniy-v-organah-prokuraturyi/

Прокуроры об актуальном в законодательстве

Разъяснение по вопросам, связанным с нарушениями законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан

Разъясняет начальник управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры г. Москвы Евгений Николаевич Манеркин

В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

За нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений предусмотрена административная ответственность по ст. 5.59 (нарушение порядка рассмотрения обращений граждан) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

В силу ст. 28.4 (возбуждение дел об административных правонарушениях прокурором) КоАП РФ возбуждение дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ отнесено к исключительной компетенции прокурора.

Конкретный механизм реализации права на обращение регламентирован Федеральным законом № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон).

При этом ч. 4 ст. 1 Федерального закона установлено, что общий порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц.

Границы действия Федерального закона установлены ч. 2 ст. 1 указанного нормативного правового акта. В соответствии с данной нормой порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

К таковым, к примеру, относятся обращения в порядке подчиненности на действия/бездействие судебного пристава-исполнителя в рамках исполнительного производства, жалобы по вопросам гражданского или уголовного судопроизводства, защиты конкуренции и пр.

Таким образом, при рассмотрении в органах прокуратуры вопроса о наличии нарушений Федерального закона при рассмотрении в уполномоченном органе/организации обращения и, соответственно, признаков административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ в каждом случае подлежит определению характер поданного обращения.

Следует также отметить, что за административные правонарушения, предусмотренные ст. 5.59 КоАП РФ, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы и таможенных органов, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение службы указанными лицами, несут дисциплинарную ответственность.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 (давность привлечения к административной ответственности) КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня его совершения. При этом нарушение требований Федерального закона критериям определения длящегося правонарушения не отвечает.

Нередко вышеуказанные нюансы не учитываются заявителями при подаче в органы прокуратуры заявлений о возбуждении административного производства по ст. 5.59 КоАП РФ, которые, как следствие, остаются без удовлетворения.

Тем не менее, факты несоблюдения установленного законом порядка рассмотрения обращений носят массовый характер. Широко распространены нарушения установленных Федеральным законом сроков рассмотрения или переадресации обращений в иные органы; принципа полноты и объективности рассмотрения жалоб. Нередко в уполномоченных органах/организациях ненадлежащим образом организована работа с обращениями. Имеют место нарушения, связанные с изданием правовых актов, содержащих нормы, ограничивающие право граждан не обращение.

В 2018 году прокурорами выявлено и пресечено более 1,4 тыс. нарушений законодательства о порядке рассмотрения обращений. По представлениям прокуроров к дисциплинарной ответственности привлечено 426 виновных должностных лиц, к административной ответственности по направленным в суд материалам – 413.

Источник: http://www.mosproc.ru/about-law/razyasnenie-po-voprosam-svyazannym-s-narusheniyami-zakonodatelstva-o-poryadke-rassmotreniya-obrashcheniy-grazhdan/

Правомерно ли пересылают жалобу в нижестоящую прокуратуру, хотя я прошу этого не делать?

Обратился в прокуратуру города. Из прокуратуры города получил ответ как я считаю незаконный. В связи с этим я обратился в прокуратуру области с жалобой на ответ прокуратуры города. В своей жалобе я чётко резюмировал, что прошу:

Рассмотреть мою жалобу органами прокуратуры Пензенской области, а не пересылать её в Прокуратуру ЗАТО г. Заречный в нарушение ч.5 статьи 10 ФЗ «О Прокуратуре Российской Федерации», N 2202-1.

И вот сегодня получаю ответ, что моя жалоба была перенаправлена в Прокуратуру ЗАТО г. Заречный. Собственно на кого я и жаловался.

Действия прокуратуры области были правомерны или нет?

Если писать жалобу то о чём? О нарушении ч.5 статьи 10 ФЗ «О Прокуратуре Российской Федерации», N 2202-1 и ч. 6 ст. 8 Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»?

Ответы юристов ( 2 )

Добрый день, Валерий! Скорее всего Вам на первоначальное обращение отвечал заместитель прокурора города. Теперь по Вашему обращению должен ответить прокурор города только после ответа прокурора г. Заречный Вы вправе обратиться с жалобой в прокуратуру области.

В силу п. 3.2 Приказа Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45 (ред. от 21.09.2018) «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации»
Обращения, решения по которым не принимали руководители нижестоящих прокуратур,
направляются им для проверки доводов с установлением контроля либо без
контроля, с одновременным уведомлением об этом заявителя. Удачи Вам!

Согласно ч. 6 ст. 8 Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» действительно запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

В силу ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1(ред. от 27.12.2018) «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) при рассмотрении и разрешении в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.

Однако органы прокуратуры также обязаны руководствоваться Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, которая утверждена приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45.

В соответствии с п. 1.1 данной Инструкции она разработана в соответствии со ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и иным федеральным законодательством.

Читайте так же:  Пенсии в ссср от начала до краха, возраст, размер, категории

Инструкция устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных и иных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории Российской Федерации, а также порядок приема граждан, должностных и иных лиц в органах прокуратуры Российской Федерации.

На основании п. 1.7 Инструкции ответственность за объективное, всестороннее и своевременное разрешение обращений возлагается на руководителей органов прокуратуры Российской Федерации.

Пункт 2.1Инструкции гласит о том, что этого документа распространяются на обращения, содержащие сведения о нарушениях законодательства, охраняемых законом прав, свобод и интересов человека и гражданина, интересов общества и государства, полученные в письменной или устной форме на личном приеме, по почте, телеграфу, факсимильной связи, информационным системам общего пользования.

В соответствии с п. 3.1 Инструкции обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений:

о принятии к разрешению;
об оставлении без разрешения;
о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры;
о направлении в другие органы;
о прекращении рассмотрения обращения;
о приобщении к ранее поступившему обращению;
о возврате заявителю.

Обращения, решения по которым не принимали руководители нижестоящих прокуратур, направляются им для проверки доводов с установлением контроля либо без контроля, с одновременным уведомлением об этом заявителя (п. 3.2 Инструкции).

Из п. 3.7 Инструкции следует, что направление обращения на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления, организацию или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется, запрещается.

В п. 4.2 Инструкции сказано, что поступившие в органы прокуратуры обращения, в том числе по поводу решений нижестоящих прокуроров, разрешаются с изучением копий судебных решений, материалов прокурорских проверок и иных материалов. При необходимости обращения могут быть разрешены с изучением уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, истребованием нормативных документов, получением объяснений от граждан, а также должностных и иных лиц, действия которых обжалуются.

Для оперативности истребования дел и проверочных материалов используются технические средства информации и связи.

Обращения, содержащие сведения о систематическом ущемлении прав и свобод граждан, многочисленных или грубых нарушениях закона, не получивших должной оценки правоохранительных органов и нижестоящих прокуроров, а также обращения по наиболее актуальным (резонансным) вопросам проверяются, как правило, с выездом на место либо за результатами проверок таких обращений устанавливается контроль (п.4.3 Инструкции).

Для обеспечения полноты и объективности проверок по любому обращению к их проведению могут привлекаться специалисты, а в случае необходимости — заявители. При рассмотрении обращения органами прокуратуры заявитель имеет право представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме (п. 4.4 Инструкции).

Обращения, в том числе взятые на контроль (особый контроль), считаются разрешенными только в том случае, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты в соответствии с действующим законодательством необходимые меры и даны исчерпывающие ответы заявителям (п. 6.1 Инструкции).

Пунктом 6.5 Инструкции предусмотрено, что при отказе в удовлетворении обращения ответ заявителю должен быть мотивирован. В нем дается оценка всем доводам обращения, а отказ в его удовлетворении должен быть обоснован. Кроме того, в ответе заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.
В прокуратурах субъектов Российской Федерации решение об отказе в удовлетворении первичных обращений граждан принимает начальник управления (отдела), старший помощник прокурора, при повторном обращении в связи с отказом в удовлетворении требований — заместитель прокурора, прокурор или лица, их замещающие. Они же подписывают ответы заявителям.

В нижестоящих прокуратурах решение об отказе в удовлетворении обращений принимает и дает ответы заявителям заместитель прокурора, прокурор или лица, их замещающие. После принятия решения руководителем данной прокуратуры повторные обращения подлежат направлению для рассмотрения в вышестоящую прокуратуру.

Таким образом, важно понимать, что же является повторным обращением.

Для этого необходимо обратиться к п. 1.9 («Основные термины, используемые в Инструкции» самой то же самой Инструкции.

В частности, из подпункта 9 п. 1.9. Инструкции следует, что повторное обращение — обращение, поступившее от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, в котором обжалуется решение, принятое по предыдущему обращению, поступившему в данную прокуратуру, или указывается на недостатки, допущенные при рассмотрении и разрешении предыдущего обращения, либо сообщается о несвоевременном рассмотрении предыдущего обращения, если со времени его поступления истек установленный законодательством срок рассмотрения.

При этом следует учитывать, что обращение, в котором не только обжалуется полученный ответ на ранее направленное обращение, но содержатся также и довожы по вопросам, поставленным в предудущем обращении (ответ на которое обжалуется), такое обращене вполне может быть признано не являющимся повторным.

Поэтому, ответ на него может дать тоже должностное лицо, за подписью которого поступил и обжалуемый ответ.

Во избежание подобного при обжаловании поступившего ответа следует указывать только на конкретные факты неполноты и необъективности проведённой проверки, необоснованности и незаконности принятого решения, избегая при этом увеличения объёма ранее поставленных вопросов и приведённых доводов.

Тогда в прокуратуре города (района) ответ на повторное обращение, в котором обжалуется отказ в удовлетоврении ранее направленного, подписанный заметителем прокурора, должен будет даваться прокурором города (района).

в случае же несогласия с ответом прокурора города (района), обращение будет подлежать направлению в вышестоящую прокуратуру (см. п 6.5 Инструкции).

В случае если при рассмотрении Вашего обращения вышеперчисленные требования будут не соблюдены, то данный факт будет являться нарушением как названных Вами законов, так и приведённой Инструкции.

На что и следует обращать внимание в дальнейших обращениях.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://pravoved.ru/question/2277980/

Порядок обращения граждан в прокуратуру
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here