Министерство является юридическим лицом

Сегодня мы раскроем тему: "Министерство является юридическим лицом". Здесь собрана и агрегирована полезная тематическая информация. Если в процессе чтения возникли вопросы, то вы можете их сразу же задать дежурному консультанту.

Имеет ли Правительство РФ статус юридического лица? Обладает ли статусом юридического лица министерство?

Статья 48 ГК РФ даёт определение юридического лица: в приведённом в ней определении юридического лица закреплены признаки соответствующей конструкции. Решающим из них является имущественная обособленность. Именно её выражает содержащееся в ст. 48 ГК указание на то, что юридическое лицо «имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество». При этом под «обособленным имуществом» понимается имущество в его широком значении, включающем вещи, права на вещи и обязанности по поводу вещей. Данная норма предполагает, что имущество юридического лица обособляется от имущества его учредителей, а если речь идёт об организации, построенной на началах членства, то есть корпорации, — от имущества её членов. Своё конкретное выражение имущественная обособленность находит в том, что юридическое лицо в зависимости от его вида должно иметь самостоятельный баланс (коммерческая организация) или самостоятельную смету (некоммерческая организация).

Второй существенный признак юридического лица, включённый в его определение, — самостоятельная имущественная ответственность. Согласно ГК, юридическое лицо «отвечает по своим обязательством этим (т.е. обособленным) имуществом». Если иное не предусмотрено законодательством или учредительными документами, ни участники, ни учредители юридического лица не отвечают по его долгам и точно так же юридическое лицо не отвечает по долгам учредителей (участников).

Третий признак юридического лица — самостоятельное выступление в гражданском обороте от своего имени. Он означает, что «юридическое лицо может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде».

Наконец, четвёртый признак, не включённый в указанную статью, но предполагаемый ею, именуется обычно «организационным единством». Из него следует, что юридическое лицо обладает соответствующей устойчивой структурой. Выступление юридического лица как единого целого обеспечивается тем, что во главе соответствующего образования стоят наделённые весьма определённой компетенцией органы, которые осуществляют внутреннее управление юридическим лицом и действуют от его имени вовне. Те, кто находятся внутри юридического лица (руководители и работники), должны знать, что представляет собой соответствующее образование, чем оно будет заниматься, кто и как управляет им, что представляет собой его имущество и др. Это же важно и для тех, кто вступает или только намеревается вступить с данным образованием в правовые отношения.

Российская Федерация, ее субъекты, а также муниципальные образования являются публично-правовыми образованиями. В ст.124 ГК сформулирован важнейший принцип участия этих образований в гражданско-правовых отношениях на равных началах с лицами как юридическими, так и физическими. 2. Правовой статус указанных в п.1 ст.124 ГК образований, выступающих в качестве субъектов гражданского права, приравнен к правовому статусу юридических лиц, поскольку иное не вытекай из закона и их особенностей. Например, публично-правовые образования, в отличие от юридических лиц, не вправе отказываться от права собственности (ст.236 ГК).

Каждое из указанных в ст.124 ГК государственных и муниципальных образований своими законодательными и иными нормативными актами определяет круг органов, через которые эти образования осуществляют свои гражданские права, принимают и исполняют обязанности. Так, например, в обязательствах из причинения вреда, подлежащего возмещению за счет государственного или муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (ст.1071 ГК). По специальному поручению от имени государственных и муниципальных образовании могут выступать и частные лица.

Пункт 1 ст.126 ГК определяет пределы ответственности указанных в ней субъектов по своим обязательствам. Этот предел ограничивается размерами казны этих субъектов, при этом из состава казны исключается имущество, которое не может находиться в частной собственности. Казну составляет имущество, не закрепленное на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за юридическими лицами. Возможность обращения взыскания на такие объекты казны, как земля и природные ресурсы, должна быть специально предусмотрена законом.

Правила ст.126 ГК исключают ответственность государственных и муниципальных образований по обязательствам друг друга. Полностью исключена и ответственность созданных такими образованиями юридических лиц по обязательствам этих образований. Сами такие образования отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц лишь в случаях, специально предусмотренных законом — например, Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия в случае недостаточности его имущества (ст.115 ГК).

До настоящего времени закон об иммунитете государства и его собственности еще не принят, поэтому указанные вопросы регулируются на основе действующих международных договоров Российской Федерации и общепризнанных принципов и норм международного права.

Таким образом, ни Правительство РФ, ни министерства юридическими лицами считаться не могут.

Источник: http://studwood.ru/1149407/pravo/imeet_pravitelstvo_status_yuridicheskogo_litsa_obladaet_statusom_yuridicheskogo_litsa_ministerstvo

Виды органов исполнительной власти

Системы исполнительной власти в субъектах Российской Федерации достаточно разнообразны, как по видам органов, так и по структурно-функциональным взаимосвязям между ними. Большинство конституций и уставов субъектов Федерации не дают полного представления о действующих на их территориях системах исполнительной власти, уделяя внимание лишь отдельным элементам — статусу высшего должностного лица или полномочиям органа общей компетенции. Иногда вопрос о системе пытаются решить, используя категорию структуры исполнительной власти — например, закон Республики Карелия «О структуре исполнительной власти Республики Карелия», или категорию схемы управления краем, областью — глава 23 Устава Томской области называется «схема исполнительной власти Томской области». исполнительный власть государственный регион

Под системой исполнительной власти субъекта Федерации понимается «совокупность органов субъекта Федерации, осуществляющих государственную исполнительную власть, их соподчиненность, средства их взаимодействия с иными органами государственной власти и органами местного самоуправления».

В единую систему исполнительной власти субъекта Российской Федерации включаются:

  • а) глава исполнительной власти субъекта Федерации — президент республики, глава администрации, губернатор, и т. д.;
  • б) исполнительный орган государственной власти общей компетенции (правительство или администрация);
  • в) исполнительные органы государственной власти специальной компетенции (отраслевые и межотраслевые);
  • г) территориальные органы государственной исполнительной власти общей компетенции, действующие в границах административно-территориальных образований (городов и районов республиканского или областного подчинения, и т. д.) или на территории административных (управленческих) округов;
  • д) территориальные органы государственной исполнительной власти специальной компетенции, являющиеся структурными подразделениями органов общей компетенции или отраслевых (межотраслевых) органов субъекта Федерации.
Читайте так же:  Платежи по результатам расчета зарплаты

В некоторых субъектах России образованы и действуют территориальные органы исполнительной власти субъектов РФ. Особую функцию выполняют контролирующие органы исполнительной власти субъектов РФ — инспекции, осуществляющие государственный контроль и надзор в отведенной им сфере хозяйства.

Кроме того, выделяют следующие виды органов исполнительной власти субъектов РФ:

  • — органы общей компетенции;
  • — органы отраслевой компетенции;
  • — органы межотраслевой компетенции;
  • — органы внутриотраслевой компетенции;
  • — единоначальные органы;
  • — коллегиальные органы;
  • — органы, где единоначалие сочетается с коллегиальностью.

Всю систему региональных органов исполнительной власти возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ

Несмотря на то, что на территории субъекта РФ, как непосредственно, так и через создаваемые ими территориальные органы, функционируют федеральные органы исполнительной власти, они не включены в систему органов исполнительной власти субъекта РФ.

Высший региональный орган исполнительной власти возглавляет всю систему региональных органов исполнительной власти и является постоянно действующим. Так, согласно ст. 42 Устава Оренбургской области «В Оренбургской области устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти Оренбургской области — Правительством Оренбургской области». На основании ст. 78 Устава (Основного Закона) Алтайского края администрация Алтайского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Алтайского края.

Руководство высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации осуществляется высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ. Так в Оренбургской области согласно ст. 42 Устава Оренбургской области » Высшим должностным лицом Оренбургской области является Губернатор области». В субъектах РФ, ранее устанавливающих коллегиальные органы исполнительной власти при отсутствии института высшего должностного лица (руководителя высшего органа исполнительной власти), региональное законодательство противоречило федеральному законодательству. На сегодняшний день эти противоречия устранены.

Высший орган исполнительной власти субъекта РФ, как правило, действует в пределах срока полномочий высшего должностного лица региона и слагает свои полномочия со дня вступления в силу решения о наделении гражданина РФ полномочиями высшего должностного лица субъекта Федерации, продолжая работать до сформирования высшего регионального органа исполнительной власти нового состава. При этом со дня вступления в силу решения о наделении лица полномочиями руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, он вправе или оставить в должности его членов, или освободить их от должности и назначить на соответствующие должности других лиц. Решение принимается персонально по каждому из лиц.

Наименование, структура и порядок формирования высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ устанавливается региональным законодательством с учетом исторических, национальных и иных традиций региона. Он может именоваться: администрация, совет администрации, правительство, кабинет министров. Например, согласно Конституции Чувашской Республики (ст. 110) высшим исполнительным органом власти республики является Кабинет Министров. В соответствии с Уставом Московской области (ст. 29) государственную исполнительную власть в области осуществляет Администрация Московской области.

Во всех субъектах Федерации высший региональный орган исполнительной власти является коллегиальным органом, т.е. все важнейшие решения принимаются коллегиально, большинством голосов.

Таким образом, приведенный перечень является собирательным, обобщающим все возможные варианты. Система исполнительной власти конкретного субъекта Федерации устанавливается им самостоятельно в конституции, уставе и законах о системе органов государственной власти, а также в актах главы исполнительной власти, закрепляющих структуру исполнительных органов.

Источник: http://studwood.ru/1228371/pravo/vidy_organov_ispolnitelnoy_vlasti

Министерство в учредителях для ЕНВД не помеха

Наша организация осуществляет ветеринарные услуги, применяет ЕНВД. Численность работников в 2008 г. составляла 98 человек, единственным учредителем является Министерство сельского хозяйства (доля — 100%). Является ли министерство организацией и можем ли мы применять ЕНВД?

Л.Н. Шамшаева, Оренбургская обл.

В соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 346.26 НК РФ оказание ветеринарных услуг подпадает под ЕНВД.

Вместе с этим в подп. 2.2 ст. 346.26 НК РФ Федеральным законом от 22.07.2008 № 155-ФЗ были внесены изменения, согласно которым на систему налогообложения в виде ЕНВД не могут переходить организации, доля участия в которых других организаций составляет более 25%.

В рассматриваемой ситуации единственным учредителем предприятия является Министерство сельского хозяйства РФ. Попробуем разобраться, является ли данное Министерство юридическим лицом.

Понятие «организация» для целей законодательства о налогах и сборах определяется в п. 2 ст. 11 НК РФ. Согласно данной норме организации — это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ (иностранные организации).

Юридическим лицом согласно ст. 48 ГК РФ признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Другими словами, организация — юридическое лицо специально создается для участия в гражданском обороте и обладает следующими признаками:

  • имущественной обособленностью;
  • имущественной ответственностью по своим обязательствам;
  • организационным единством;
  • правом от своего имени выступать в судах.

Что касается федеральных министерств, то они создаются в первую очередь с целью реализации государственной политики в определенных сферах деятельности. Кроме того, они не несут имущественной ответственности по своим обязательствам, поскольку собственником данного имущества является государство.

По нашему мнению, Министерство сельского хозяйства не относится к организациям – юридическим лицам по смыслу ст. 11 НК РФ.

Арбитражные суды также говорят о том, что органы государственной власти (в частности, министерства) при учреждении предприятий не являются организациями в значении, придаваемом данному понятию нормами законодательства о налогах и сборах, поскольку данные органы действуют от имени Российской Федерации, субъектов РФ.

Читайте так же:  Как часто делают поверку счетчиков воды

Такая позиция выражена, например, в постановлениях ФАС Уральского округа от 19.08.2003 № Ф09-2497/03-АК, ФАС Поволжского округа от 02.10.2003 № А49-2298/03-114А/19, ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.09.2005 № А58-1966/05-Ф02-4572/05-С1.

А в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 05.05.2008 № Ф08-1860/2008 судьи отметили, что, хотя федеральное министерство выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных правах с другими участниками этих отношений, организацией в смысле ст. 11 НК РФ оно не является. Данный вывод соответствует точке зрения ВАС РФ, изложенной в Решении от 19.11.2003 №12358/03.

Следовательно, если учредителем организации является федеральное министерство, этот факт не препятствует применению ЕНВД, даже если доля его участия составляет более 25%.

Источник: http://www.eg-online.ru/article/51551/

Является ли орган государсвтенной власти юридическим лицом, еслида,

то какая организационно-правовая форма, кто является учредителем, на основании какого документа огран государсвтенной власти может быть признан юридическим лицом, и каковы правовые последствия такого признания.

Органы государственной власти являются юридическими лицами. Их правовое положение регулируется соответствующими нормативными актами (Законами, Положениями и пр.).

Например, в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» законодательный (представительный) орган государственной власти и высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.

В соответствии со ст. 48 ГК РФ Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Источник: http://www.9111.ru/questions/10734/

Являются ли органы государственной власти юридическими лицами?

Козлова Светлана Анатольевна, адвокат Воронежской межтерриториальной коллегии адвокатов, соискатель ФГБОУ ВПО «Госуниверситет — УНПК».

Органы власти в ЕГРЮЛ зарегистрированы как юридические лица. В статье на основании действующего законодательства проводится разграничение правового статуса юридических лиц от органов государственной власти, лишь наделенных статусом юридического лица.

Ключевые слова: органы власти, юридические лица, государственные учреждения, казенные учреждения, бюджетные учреждения.

Are agencies of state power juridical persons?

Agencies of state power are registered in the Uniform State Register as juridical persons. The article on the basis of the current legislation delimits legal status of juridical persons and agencies of state power which only have status of juridical person.

Key words: agencies of power, juridical persons, state institutions, public institutions, budgetary institutions.

Актуальность рассмотрения вопроса о том, являются ли органы власти юридическими лицами, объясняется в настоящее время тем, что в соответствии с реформой, проводимой в социальной сфере, все учреждения разделены на казенные, бюджетные и автономные, и в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ только казенные учреждения финансируются по смете, государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения, и эти положения распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами (ст. 161 БК РФ).

Более того, Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (в ред. от 29.12.2010) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 16.09.2003) прямо говорит о том, что органы местного самоуправления наделяются признаками юридического лица .

Редакция Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» действовавшая до принятия ФЗ N 83-ФЗ устанавливала, что «территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации».

Так, в соответствии со ст. 41 «органы местного самоуправления как юридические лица», в соответствии с вышеназванным Федеральным законом и уставом муниципального образования, наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с Федеральным законом (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ).

Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений федерального закона в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к казенным учреждениям (в редакции Федеральных законов от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ).

Основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются устав муниципального образования и решение о создании соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица.

Многие нормативно-правовые акты об органах власти содержат в себе прямое указание на то, что тот или иной орган является юридическим лицом. Например, согласно ч. 7 ст. 1 Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. N 960, ФСБ РФ является юридическим лицом. Согласно ст. 1 Федерального закона от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» юридическим лицом признается Счетная палата РФ, однако ее организационно-правовая форма не указывается.

Основным актом, определяющим правовой статус ФНС России, является Положение о Федеральной налоговой службе, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506, которое дает определение ФНС России, закрепляет статус службы как юридического лица, полномочия ее руководителя, его заместителей, общий порядок деятельности и государственного финансирования налоговых органов.

В Гражданском кодексе РФ определены субъекты гражданских правоотношений — физические и юридические лица, а также так называемые особые субъекты, наделенные правом на участие в гражданских правоотношениях, это — Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с их иными участниками. В соответствии со ст. 124 ГК РФ к вышеназванным субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. От имени государства и муниципальных образований в гражданских правоотношениях выступают соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления. Однако не стоит забывать, что органы государственной власти и местного самоуправления обладают властными полномочиями, т.е. функциями публичной власти, которыми их наделяет закон (Конституция, ФКЗ, ФЗ, иные нормативные правовые акты).

Читайте так же:  Что значит инвестиционный вклад в банке

Таким образом, как отмечает В. Артемов, органы обладают двойным статусом . С одной стороны, они являются носителем властных полномочий и выступают в публично-правовых отношениях, с другой стороны, равным участником гражданских правоотношений в качестве юридического лица. Однако федеральное законодательство не определяет, в какой организационно-правовой форме юридических лиц они могут существовать. Исключение составляет, пожалуй, ФЗ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», согласно ст. 41 которого органы местного самоуправления являются муниципальными казенными учреждениями, причем данное положение введено ФЗ от 08.05.2010 N 83-ФЗ.

Артемов В. Органы местного самоуправления как субъекты гражданского права // Государственная власть и местное самоуправление. 2002. N 4.

Так есть ли разница между юридическим лицом в обычном понимании и тем, когда юридическим лицом наделяется орган государственной власти? Особенностью правового статуса органа государственной власти является следующее.

  1. Органу государственной власти как субъекту публичного права позволительно делать только то, что предписано законом, в то время как субъекту гражданского права разрешено делать то, что не запрещено законом.
  2. Реализация властных полномочий субъекта публичного права является обязанностью последнего, а приостановка деятельности субъекта публичного права может быть отнесена к должностным преступлениям, в то время как для субъекта гражданского права добровольное прекращение своей деятельности возможно, если это не нарушает ранее взятых обязательств.
  3. Материально-техническое, информационное или иное обеспечение деятельности субъекта публичного права может быть реализовано только в порядке, установленном законодательством, в то время как для обеспечения деятельности субъектов гражданского права могут быть использованы любые не запрещенные законом источники .

См.: Бердашкевич А. Органы государственной власти как юридические лица // Законность. 2000.

Как юридические лица органы исполнительной власти могут вступать лишь в такие гражданские правоотношения, которые необходимы для организационного и материально-технического обеспечения деятельности. Это закупка оргтехники, канцелярских принадлежностей, аренда здания, договор энергоснабжения, коммунальное обслуживание.

По мнению Е.А. Суханова, категория компетенции связана с установлением публично-правового статуса соответствующего органа государственной (публичной) власти и потому не является гражданско-правовой и не определяется актами гражданского законодательства. Она устанавливается нормами публичного (конституционного и административного) права, причем лишь теми его актами, которые специально определяют публично-правовой статус соответствующих органов государства .

Суханов Е.А. Об ответственности государства по гражданско-правовым обязательствам // Вестник ВАС РФ. 2001. N 3. С. 116.

Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» содержит ст. 4, озаглавленную «Основы статуса законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации». Часть 6 ст. 4 гласит: «Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать».

Представляется, что обладать правами юридического лица вовсе не означает быть юридическим лицом. Правовой статус субъекта, обладающего правами юридического лица, отличен от правового статуса юридического лица. Для последнего должна быть найдена соответствующая организационно-правовая форма. Для субъекта, лишь обладающего правами юридического лица, но юридическим лицом не являющегося, это не обязательно. То есть, исходя из вышесказанного, нужно разграничить понятия «наделенные статусом юридического лица» и «просто юридические лица» .

См.: Бердашкевич А. Органы государственной власти как юридические лица // Законность. 2000.

Зенков М.Ю. Административная реформа и изменение правового статуса государственных органов и органов местного самоуправления // URL: http://sibags.narod.ru/dfilesAem.doc.

Указанный автор полагает, что необходимо ввести новые нормы, устанавливающие статус органов власти и иных публично-правовых организаций. В связи с особенностями государственного устройства изменению и дополнению должны подвергнуться нормативные правовые акты, принятые на разных уровнях государственной системы. В первую очередь необходимо существенно скорректировать акты, принятые на федеральном уровне, как базовые (принятые в пределах исключительных предметов ведения Российской Федерации), так и основополагающие (по предметам совместного ведения).

Для разрешения сложившейся ситуации М.Ю. Зенков предлагает принять Административный кодекс Российской Федерации, центральной категорией которого станет понятие юридического лица публичного права (публично-правового юридического лица).

Поскольку действующее законодательство исходит из того, что органы государственной власти являются юридическими лицами или по крайней мере объявляются субъектами, имеющими права юридического лица, доктринально и на законодательном уровне учеными предлагается разработать понятие юридического лица публичного права, установить его правовой статус, определить его признаки, порядок деятельности.

Итак, особенность правового статуса большинства государственных органов состоит в том, что в Положениях об этих органах одновременно определяется их статус и как участников гражданско-правовых отношений, и как представителей публичной власти.

Видео (кликните для воспроизведения).

Представляется, что государственные и муниципальные органы в гражданском обороте не предстают юридическими лицами, а выступают субъектами с правами юридического лица, объем которых определяется существующим правопорядком, исходя из публичных задач, целей, интересов государства, общества, муниципалитета.

Органы государственной власти лишь наделяются статусом юридического лица, имеют ограниченную правоспособность.

Таким образом, различия в правовом статусе государственных учреждений и органов власти не позволяют последних отнести к первой категории, а для участия в хозяйственном обороте органов власти могут быть созданы специализированные юридические лица, обеспечивающие осуществление хозяйственных функций.

Источник: http://wiselawyer.ru/poleznoe/61286-yavlyayutsya-organy-gosudarstvennoj-vlasti-yuridicheskimi-licami

К ВОПРОСУ О МИНИСТЕРСТВЕ КАК ЮРИДИЧЕСКОМ ЛИЦЕ

«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»
от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН от 17.12.1997 N 2-ФКЗ
«О ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(одобрен СФ ФС РФ 14.05.1997)
«КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ»
от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 20.12.2001)
УКАЗ Президента РФ от 14.08.1996 N 1176
«О СИСТЕМЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 16.10.2000 N 783
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МИНИСТЕРСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО
НАЛОГАМ И СБОРАМ»
Адвокат, N 12, 2003

Источник: http://www.lawmix.ru/comm/3430

Правовой статус. Законодательство РФ о государственных служащих

Определение правового статуса Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации. Ограничения, связанные с гражданской службой. Основания, предусмотренные законодательством РФ о труде, увольнении и выходе на пенсию государственного служащего.

Рубрика Государство и право
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 21.10.2013
Размер файла 15,5 K
Читайте так же:  Росреестр госпошлина за выписку из егрн

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

правовой статус федеральное собрание государственный служащий

Имеет ли Правительство Российской Федерации статус юридического лица?

Другими «органами государственной власти» и «должностными лицами» Российской Федерации с аналогичным статусом в настоящее время являются Президент Российской Федерации (его деятельность в статусе «юридического лица» обеспечивает Администрация Президента Российской Федерации), Совет Безопасности Российской Федерации (его деятельность обеспечивает аппарат Совета Безопасности, являющийся структурным подразделением выступающей в качестве «юридического лица» Администрации Президента), Государственный Совет Российской Федерации (его деятельность также обеспечивает Администрация Президента), Уполномоченный по правам человека Российской Федерации (его деятельность обеспечивается аппаратом Уполномоченного по правам человека Российской Федерации) и Общественная палата Российской Федерации (деятельность которой обеспечивается аппаратом Общественной палаты).

Обладает ли статусом юридического лица министерство?

Указом президента РФ от 14 августа 1996 г. N 1176 «О системе федеральных органов исполнительной власти» утверждается Президентом РФ, либо Правительством РФ.

В настоящее время любое положение о федеральном министерстве содержит норму, согласно которой министерство является одновременно федеральным органом исполнительно власти и юридическим лицом. С точки зрения публичного права подобная норма вполне может существовать.

Предполагается, что в рамках административно-правового поля министерство является органом государственной власти, осуществляет свою деятельность от имени государства, обладает властными полномочиями, в силу чего выступает доминирующей стороной в административно-правовых отношениях.

В рамках гражданско-правовых отношений министерство обладает статусом юридического лица, т.е. выступает в гражданский оборот от своего собственного имени и имеет права и обязанности, равные с остальными юридическими лицами.

Тем самым федеральное министерство соединяет в себе управленческие и хозяйственные функции.

Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ

«О государственной гражданской службе РФ»

Статья 16. Ограничения, связанные с гражданской службой

1. Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости.

Федеральный закон от 31.07.95 N 119-ФЗ об основах государственной службы российской федерации (принят гд фс РФ 05.07.95)

Статья 25. основания для прекращения государственной службы. 1. государственная служба прекращается при увольнении государственного служащего, в том числе в связи с выходом на пенсию.

2. Помимо оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, увольнение государственного служащего может быть осуществлено по инициативе руководителя государственного органа в случаях:

1) достижения им предельного возраста, установленного для замещения государственной должности государственной службы;

2) прекращения гражданства Российской Федерации;

3) несоблюдения обязанностей и ограничений, установленных для государственного служащего настоящим Федеральным законом;

4) разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;

5) возникновения других обстоятельств, предусмотренных пунктом 3 статьи 21 настоящего Федерального закона.

3. Выход на пенсию государственного служащего осуществляется в порядке, установленном федеральным законом. Предельный возраст для нахождения на государственной должности государственной службы — 60 лет. Допускается продление нахождения на государственной службе государственных служащих, занимающих высшие, главные и ведущие государственные должности государственной службы и достигших предельного для государственной службы возраста, решением руководителя соответствующего государственного органа. Однократное продление срока нахождения на государственной службе государственного служащего допускается не более чем на год.

Продление нахождения на государственной службе государственного служащего, достигшего возраста 65 лет, не допускается. После достижения указанного возраста он может продолжать работу в государственных органах на условиях срочного трудового договора.

Комментарий к статье 25

1. В соответствии с п. 1 ст. 25 основанием для прекращения государственной службы является увольнение.

Государственный служащий может быть уволен как по общим основаниям, предусмотренным КЗоТ, так и дополнительным, установленным п. 2 ст. 25 Закона.

2. В соответствии с КЗоТ он может быть уволен по собственной инициативе (в том числе в связи с выходом на пенсию), по инициативе руководителя соответствующего государственного органа, по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, и в других случаях, указанных в законе.

3. По собственной инициативе государственный служащий имеет право расторгнуть трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, в любое время, предупредив об этом руководителя государственного органа за две недели. Предупреждение должно быть сделано в письменной форме (ст. 31 КЗоТ).

В случаях, когда заявление об увольнении по собственному желанию обусловлено невозможностью продолжать службу (необходимость ухода за больным членом семьи, выход на пенсию и др.), трудовой договор должен быть расторгнут в срок, о котором просит служащий.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. — М.: Проспект, 2011.

2. Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти: указ Президента РФ от 12.05.2008 г. № 724 (ред. от 04. 03. 2011) // Российская газета. 2008. 13 мая.

3. Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право РФ. М.: Зерцало, 2000

4. Трудовой кодекс Российской Федерации. — М.: ООО «ВИТРЭМ», 2003

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Общие и специальные права и основные обязанности государственного служащего Российской Федерации как важнейшая характеристика его правового статуса. Специфика ограничений в отношении госслужащих, предусмотренных антикоррупционным законодательством.

курсовая работа [20,8 K], добавлен 07.07.2014

Классификация государственных гражданских служащих, особенности их правового статуса. Права и гарантии, обязанности служащего. Сущность понятия «правовые ограничения». Основные запреты в административном праве, классификация характерных признаков.

курсовая работа [63,1 K], добавлен 20.09.2012

Понятие и элементы статуса государственного служащего. Права и обязанности, ограничения и запреты госслужащих. Характеристика статуса государственного служащего. Государственные органы по вопросам государственной службы. Реестр государственных служащих.

курсовая работа [30,1 K], добавлен 15.12.2008

Классификация государственных служащих, их правовой статус в Российской Федерации. Источники законодательства о государственной службе, государственные гарантии при ее прохождении. Характеристика основных прав и обязанностей государственного служащего.

Читайте так же:  Какой налог платится при сдаче квартиры

дипломная работа [122,7 K], добавлен 10.04.2017

Правовой статус работников государственных корпораций (компаний) и государственного гражданского служащего. Особенности их приема на работу, оплаты труда, обязанности работников и запрещения для них. Специфические ограничения при поступлении на госслужбу.

курсовая работа [32,9 K], добавлен 13.04.2012

Характеристика правового статуса государственного служащего, его основные права и обязанности. Категории государственных должностей. Порядок назначения на ведущие и старшие должности. Принцип презумпции добросовестности в системе государственной службы.

реферат [22,3 K], добавлен 19.11.2009

Права, обязанности и ответственность муниципального служащего в соответствии с законодательством РФ. Основные подходы к определению его статуса. Ограничения и запреты, связанные с муниципальной службой. Социальная защита и гарантии при ее прохождении.

курсовая работа [31,5 K], добавлен 19.11.2014

Сущность и правовая значимость государственной службы, основные черты административно-правового статуса госслужащего. Анализ и оценка, основные условия совершенствования норм права, регулирующих статус государственного служащего в Российской Федерации.

курсовая работа [46,8 K], добавлен 12.03.2010

Понятие государственного служащего и классификация госслужащих. Законодательство о государственной службе. Правовой статус государственного служащего. Права, обязанности государственного служащего. Государственные гарантии при прохождении госслужбы.

курсовая работа [66,3 K], добавлен 19.10.2008

Понятие и сущность государственной службы, особенности ее прохождения. Классификация государственных служащих по законодательству Российской Федерации, их права, обязанности, правовые гарантии, ограничения и запреты. Виды ответственности госслужащего.

дипломная работа [170,5 K], добавлен 23.06.2016

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Источник: http://revolution.allbest.ru/law/00312072_0.html

Является ли Министерство внутренних дел Российской Федерации юридическим лицом?

Согласно пунктам 13 и 14 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 года № 699 (далее – Положение о МВД России), в единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России. В состав органов внутренних дел входят: центральный аппарат МВД России, территориальные органы МВД России, образовательные, научные, медицинские (в том числе санаторно-курортные) организации системы МВД России, окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России, загранаппарат МВД России, организации культуры, физкультурно-спортивные организации, редакции печатных и электронных средств массовой информации, а также иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел.

Статьей 32 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» предусмотрено, что Президент Российской Федерации руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, утверждает положения о них.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 года № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» в структуру федеральных органов исполнительной власти входит в том числе Министерство внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 3 и 5 Положения о МВД России Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел. МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы внутренних дел.

Пунктом 22 Положения о МВД России установлено, что МВД России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы, бланки установленного образца и счета, в том числе валютные, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Полагаем, что указанная норма направлена на обеспечение участия МВД России в гражданских правоотношениях, предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК), при материально-техническом обеспечении органов внутренних дел.

Пунктами 1 и 3 статьи 2 ГК предусмотрено, что гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников. Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 124 ГК субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами. К указанным субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

Согласно пункту 1 статьи 125 ГК от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://xn--80ad1b.xn--j1adp.xn--b1aew.xn--p1ai/DLJA_GRAZHDAN/pravovoe-inform/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%8A%D1%8F%D1%81%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F/item/15315052

Министерство является юридическим лицом
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here