Международное право выше конституции рф

Сегодня мы раскроем тему: "Международное право выше конституции рф". Здесь собрана и агрегирована полезная тематическая информация. Если в процессе чтения возникли вопросы, то вы можете их сразу же задать дежурному консультанту.

Может ли изменение Конституции России избавить Россию от ответственности по международно-правовым обязательствам?

26 февраля 2015 года глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин заявил о диверсионном характере конституционного положения о приоритете норм международного права над российским законодательством. Он считает, что «устранение в нашем законодательстве этих, образно говоря, диверсий правового регулирования укрепит независимость Российской Федерации в правовой сфере, вернет его к лучшим традициям отечественного судопроизводства».

В начале марта в СМИ появилась новость о поручении Сергея Нарышкина комитетам Госдумы провести анализ международных договоров, заключенных Россией. Однако при этом связь поручения Нарышкина со словами Бастрыкина отрицается. О целях анализа международных договоров достоверно ничего не известно.

Описанные события происходят в условиях усиливающегося международного давления на Россию, угроз введения новых санкций, а также новостей об адресованном России призыве Комитета министров Совета Европы выплатить компенсации по делу ЮКОСа.

Понятно, что никто не хочет выплачивать миллиарды евро. Также понятно, что Россия не может отказаться от выплат абсолютно произвольно, нужна серьезная аргументация. Желательно правовая, которой так не хватило для защиты позиции России в ЕСПЧ и арбитраже.

Что говорит Конституция РФ о международном праве?

Нормативно-правовое регулирование вопросов юридической силы норм международного права и их положения в иерархии нормативных правовых актов Российской Федерации осуществляется Конституцией РФ и федеральными законами.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции РФ, о которой говорил Александр Бастрыкин, «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Эта норма должна рассматриваться в контексте других статей Конституции. Во-первых, статья 4 Конституции говорит о суверенитете России и о том, что «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации». Во-вторых, в той же статье 15, но в части 1 сказано: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».

Таким образом, Конституция РФ не говорит о безусловном приоритете общепризнанных норм международного права, при их характеристике слово «приоритет», либо его синонимы, не упоминаются.

Нормы Конституции РФ нашли свое развитие в Федеральном законе от 15 июля 1995 года № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации». Согласно Закону, международный договор Российской Федерации – это международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом. Некоторые международные договоры требуют ратификации, которая осуществляется путем принятия соответствующего федерального закона.

Статья 5 указанного Федерального закона подтверждает приоритет международного договора РФ перед законом: «если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Однако эта норма Закона порождает вопрос: при каких условиях международный договор Российской Федерации может содержать иные правила, чем установлены законом? Теоретически такой договор может быть заключен, однако его подписанию предшествует особая процедура, предусмотренная статьей 10 указанного Федерального закона. В соответствии со статьей 10 предложения о заключении международных договоров Российской Федерации, устанавливающих иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации, представляются Президенту Российской Федерации или в Правительство Российской Федерации по согласованию с Министерством юстиции Российской Федерации. Министерство юстиции Российской Федерации может давать заключения по вопросам соответствия положений договора законодательству Российской Федерации и их юридической силы в Российской Федерации, а также по иным вопросам, связанным с вступлением в силу и выполнением такого договора.

Описанное правовое регулирование породило среди юристов споры о толковании норм Конституции РФ. Однако в 2013 году данная правовая коллизия была разрешена в пользу верховенства Конституции РФ.

Конституционный Суд РФ принял постановление от 6 декабря 2013 года № 27-П по «делу Маркина», в котором позиция Суда сводилась к следующему: подлежащее исполнению решение международного суда, основанное на нормах международного права, должно соответствовать Конституции РФ (и правовым позициям Конституционного Суда). На этом решении Конституционного Суда РФ основан Федеральный конституционный закон от 4 июня 2014 года № 9-ФКЗ, отразивший позицию Суда.

Таким образом, действие норм международного права ограничено требованием соблюдения публичного порядка.

Что такое общепризнанные принципы международного права?

Полные перечни заключенных Россией международных договоров содержатся на сайте Министерства иностранных дел РФ, там же есть сведения о членстве России в международных организациях. В отношении заключения международных договоров и участия в международных организациях Россия обладает полной свободой выбора: можно не заключать международные договоры или расторгать ранее заключенные, можно не входить в международные организации или выходить из их состава, если это предусмотрено уставами организаций.

Вопрос о содержании понятия общепризнанных принципов и норм международного права необходимо рассмотреть отдельно.

В отношении общепризнанных принципов международного права есть некоторая определенность. Основные принципы международного права (неприменение силы, невмешательство во внутреннюю политику другого государства, суверенное равенство государств, равноправие и самоопределение народов, добросовестное выполнение государственных обязательств и др.) содержатся в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (1970), и в Уставе ООН.

Общепризнанные нормы международного права – категория менее определенная. Предполагается, что эти нормы имеют юридическую форму международного обычая или договора (конвенции) и содержатся в уставах ООН, Совета Европы, международных договорах, конвенциях (конвенционные нормы), декларациях, пактах, резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, статутах и иных источниках.

Таким образом, присоединение к ООН, Совету Европы распространяет на Россию действие общепризнанных принципов и норм международного права.

При этом необходимо помнить, что при заключении любых международных договоров Россия вправе делать оговорки к отдельным положениям, когда это допускается договором, при соблюдении условий договора и соответствующих норм международного права. Это право подтверждается также статьей 25 Федерального закона о международных договорах.

За что России придется ответить?

Признание юрисдикции международных судов в отношении России осуществляется Россией путем подписания соответствующих международных договоров. Для международных арбитражей может предусматриваться особый порядок признания. Следовательно, расторжение Россией соответствующих договоров может прекратить юрисдикцию международных судов в отношении нее.

Однако такой порядок не может повлиять на исполнение решений, уже вынесенных судами и вступивших в законную силу. В частности, это справедливо для постановления ЕСПЧ по делу ЮКОСа и решения Гаагского арбитража по делу ЮКОСа. Провал обжалования данных решений привел к тому, что решения переходят в стадию исполнения. Комитет Министров Совета Европы уже рассмотрел вопросы об исполнении Россией указанного постановления ЕСПЧ и других. Есть претензии к России и в связи с исполнением других постановлений ЕСПЧ по делам против России (в частности, «чеченским» делам).

Читайте так же:  Пахнет проводкой в подъезде куда звонить

В доктрине международного права отмечается, что государство-правонарушитель не может ссылаться на свое внутреннее право, чтобы избежать возмещения вреда. Также государство не может ссылаться на свое национальное законодательство (в том числе на конституцию) для оправдания несоблюдения международного обязательства.

Все это означает, что изменение Конституции РФ, принятие федеральных законов, направленных на подавление международного права национальным, не может повлиять на возможность исполнения уже вынесенных решений международных судов против России. Но есть возможность использовать постановление Конституционного Суда от 6 декабря 2013 года № 27-П, предполагающую «верификацию» судебных решений международных судов с возможностью их преодоления на основании их противоречия публичному порядку России.

Необходимо отметить, что изменение статьи 15 Конституции РФ, находящейся в главе 1, возможно только принятием новой конституции с участием Конституционного Собрания, закон о котором до сих пор не принят.

В связи с невозможностью предотвратить исполнение уже вынесенных решений против России логично предположить, что власть анализирует пути предотвращения возможного ущерба от решений международных судов по делам, находящимся в их производстве. Например, в ЕСПЧ есть множество дел против России с политическим потенциалом и возможными крупными компенсациями в случае проигрыша (такие как дела по Крыму и Украине, «болотное» дело).

Однако выход из международных договоров с целью избежать международной юрисдикции способен нанести еще больший ущерб имиджу России в мире и спровоцировать новые санкции против России.

Если приведенная выше правовая аргументация о приоритете национального права над международным не сможет убедить мировое сообщество (а она не сможет), то она, вероятно, поможет сохранить лицо страны в глазах ее народа. Убедить народ в том, что мы все делаем правильно, что действия России полностью соответствуют ее законодательству, действительно получается. Народ и сам хочет в это верить. И это убеждение – один из элементов высокого рейтинга власти.

Источник: http://rusrand.ru/analytics/mojet-li-izmenenie-konstitucii-rossii-izbavit-rossiyu-ot-otvetstvennosti-po-mejdunarodno-pravovym-obyazatelstvam

КС РФ подтвердил приоритет Конституции РФ перед решениями ЕСПЧ

КС РФ сегодня провозгласил постановление по делу о применимости решений Европейского Суда по правам человека (ЕСЧП) в нашей стране. Запрос о проверке ряда норм российского законодательства был направлен группой депутатов Госдумы. Суд постановил, что решения ЕСПЧ должны исполняться с учетом верховенства Конституции РФ.

По мнению КС РФ, участие России в международном договоре не означает отказа от государственного суверенитета нашей страны. Под международным договором понимается в данном случае Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, подписание которой состоялось в 1996 году, – тем самым Россия признала юрисдикцию ЕСПЧ и обязалась исполнять его решения.

Напомним, в настоящее время суды должны руководствоваться именно положениями международных договоров в случае противоречия их национальному законодательству (ч. 1, ч. 4 ст. 11 ГПК РФ, ч. 1, ч. 4 ст. 13 АПК РФ, ч. 1, ч. 4 ст. 15 Кодекса административного судопроизводства РФ). Кроме того, установленное ЕСПЧ нарушение Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении конкретного дела является основанием для пересмотра этого дела судами в связи с новыми обстоятельствами (п. 4 ч. 4 ст. 392 ГПК РФ, п. 4 ч. 3 ст. 311 АПК РФ, п. 4 ч. 1 ст. 350 Кодекса административного судопроизводства РФ). Именно эти нормы в числе прочих просили проверить на конституционность заявители.

КС РФ отметил, что возникновение коллизий между Конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Конституцией РФ нетипично, поскольку в основе обоих этих документов лежат общие базовые ценности. Вместе с тем, такой конфликт возможен, если Страсбургский суд даст трактовку Конвенции, которая будет противоречить Конституции РФ. Суд сделал вывод, что в этом случае Россия будет вынуждена отказаться от исполнения ЕСПЧ. КС РФ подчеркнул, что подобное правило практикуется многими европейскими странами (Германия, Италия, Австрия, Великобритания).

Суд предложил также два механизма подтверждения верховенства Конституции РФ в спорных ситуациях. Так, суд, пересматривающий дело на основании решения ЕСПЧ, может направить в КС РФ запрос о конституционности норм, в которых Страсбургский суд обнаружил недостатки. Второй механизм заключается в направлении в КС РФ запроса президента или правительства, если органы власти сочтут конкретное постановление ЕСПЧ неисполнимым без нарушения Конституции РФ. Если же КС РФ подтвердит несовместимость решения ЕСПЧ с основным законом, решение исполняться не будет.

КС РФ не исключил возможность создания в будущем специального механизма обеспечения верховенства Конституции РФ при исполнении решений ЕСПЧ, оставив решение этого вопроса на усмотрение федерального законодателя.

Источник: http://www.garant.ru/news/636920/

Статья 15

ГАРАНТ:

О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

ГАРАНТ:

См. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»


Источник: http://base.garant.ru/10103000/36bfb7176e3e8bfebe718035887e4efc/

Конституционный Суд РФ признал верховенство Конституции Российской Федерации при исполнении решений ЕСПЧ

КС РФ провозгласил Постановление по делу о применении в России решений Европейского Суда по правам человека.

По запросу группы депутатов Госдумы КС РФ проверил конституционность отдельных положений федеральных законов «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней», «О международных договорах Российской Федерации», а также отдельных положений ГПК РФ, АПК РФ, Кодекса административного судопроизводства РФ и УПК РФ (согласно которым, в том числе, судебный акт может быть пересмотрен и производство по делу возобновлено ввиду нового обстоятельства, которым является установленное ЕСПЧ нарушение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод), в связи с тем, что они фактически обязывают Россию, ее органы законодательной, исполнительной и судебной власти, к безусловному исполнению вынесенного по жалобе против России постановления ЕСПЧ — даже в случае, если оно противоречит Конституции РФ.

Конституционный Суд РФ признал положения названных законодательных актов соответствующими Конституции РФ, поскольку на их основании в том числе:

обеспечивается применение Конвенции о защите прав человека и основных свобод и исполнение постановлений ЕСПЧ в случаях, если исчерпаны все конституционно установленные внутригосударственные средства судебной защиты;

суд при пересмотре дела в связи с принятием ЕСПЧ постановления, в котором констатируется нарушение в РФ прав и свобод человека при применении закона, придя к выводу, что вопрос о возможности применения соответствующего закона может быть решен только после подтверждения его соответствия Конституции РФ, обращается с запросом в КС РФ о проверке конституционности этого закона;

Читайте так же:  Признаки добровольного отказа от преступления

также Президент РФ, Правительство РФ, придя к выводу о невозможности исполнить вынесенное по жалобе против России постановление ЕСПЧ вследствие того, что в части, обязывающей РФ к принятию мер индивидуального и общего характера, оно основано на положениях Конвенции о защите прав человека и основных свобод в истолковании, приводящем к их расхождению с Конституцией РФ, правомочны обратиться в КС РФ с запросом о толковании соответствующих положений Конституции РФ в целях устранения неопределенности в их понимании с учетом выявившегося противоречия и международных обязательств России применительно к возможности исполнения постановления ЕСПЧ и принятия мер индивидуального и общего характера, направленных на обеспечение выполнения Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

КС РФ также указал, что при этом не исключается правомочие федерального законодателя предусмотреть специальный правовой механизм разрешения Конституционным Судом РФ вопроса о возможности или невозможности с точки зрения принципов верховенства и высшей юридической силы Конституции РФ исполнить вынесенное по жалобе против России постановление ЕСПЧ, в том числе в части мер общего характера.

Источник: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/43697.html/

Основные положения конституции РФ

Конституция РФ — Основной закон РФ, который обладает высшей юридической силой на всей территории РФ и прямым действием.

Структура Конституции РФ: краткая преамбула; первый раздел, который в свою очередь разбит на 9 глав; второй раздел.

Основные принципы Конституции РФ:

  • 1) верховенство Конституции;
  • 2) прямое действие конституционных норм.

Основные положения Конституции РФ:

  • 1) Россия стала на путь формирования правового государства;
  • 2) человек, его права и свободы провозглашены высшей ценностью в РФ;
  • 3) Конституция РФ и федеральное законодательство обладает в РФ высшей юридической силой;
  • 4) государственное устройство РФ строится на принципе федерализма и права малочисленных народов России на самоопределение;
  • 5) суверенитет и территориальная целостность России;
  • 6) единая система государственных органов власти;
  • 7) в РФ действует принцип разделения властей.

Общая характеристика основ российского конституционного строя. Конституция России о правах и свободах человека

Конституционный строй (в узком смысле) — установленная Конституцией определенная организация государства. Конституционный строй (в широком смысле) — совокупность экономических, политических, социальных, правовых, идеологических, общественных отношений, возникающих в связи с организацией высших органов власти, государственного устройства, взаимоотношениями человека и государства, а также гражданского общества и государства.

Элементы конституционного строя РФ:

  • 1) республиканская форма правления;
  • 2) суверенитет РФ;
  • 3) права и свободы личности;
  • 4) источник власти — многонациональный народ России;
  • 5) верховенство Конституции РФ и федерального законодательства;
  • 6) федеративное государственное устройство;
  • 7) гражданство РФ;
  • 8) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;
  • 9) организация местного самоуправления.

Основы конституционного строя России включают такие принципы устройства государства и общества, как:

человек, его права и свободы как высшая ценность;

полнота суверенитета Российской Федерации;

равноправие субъектов РФ;

единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения;

экономическая свобода как условие развития экономической системы;

гарантии местного самоуправления;

политический плюрализм (принцип многопартийности);

приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом;

особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя.

Конституция России о правах и свободах человека

Личные права и свободы — это права и свободы, вытекающие из естественного статуса человека как такового, присущи от рождения.

Виды личных прав и свобод человека:

Источник: http://studwood.ru/596596/pravo/osnovnye_polozheniya_konstitutsii

Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками)

ГАРАНТ:

О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Видео (кликните для воспроизведения).

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

ГАРАНТ:

См. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»

Источник: http://constitution.garant.ru/rf/chapter/36bfb7176e3e8bfebe718035887e4efc/

Конституции зарубежных стран и международное право

Соотношение юридической силы внутреннего и международного права

При рассмотрении этой проблемы имеются два аспекта:

  • — предоставляет ли конституция международно-правовым нормам большую юридическую силу, чем она сама имеет;
  • — как конституция регулирует соотношение юридической силы международно-правовых актов с юридической силой внутригосударственных актов.

Положения, затрагивающие решение названных вопросов, содержались в конституциях со времени их возникновения. Первая общенациональная Конституция США 1787г. в разд.2 ст.VI говорит о приоритете международных договоров по отношению к конституционному законодательству штатов и законам штатов, но не по отношению к конституции страны. Издававшиеся в прошлом некоторые конституции стран Латинской Америки содержали подобные положения (например, Конституция Аргентины 1860г., Конституция Мексики 1857г.). В актах, принятых после Первой мировой войны, мы находим сходные положения. Основной закон Германии 1919г. (ст.4) устанавливал: «Общепризнанные положения международного права имеют значение обязательных составных частей имперского германского права». Конституции буржуазных государств / Под ред. Ю.В. Ключникова. Т.1. С.83.

Как известно, на международном уровне заключается огромное количество разного рода конвенций, соглашений, резко возросло число международных организаций. Развитие сотрудничества между государствами объективно ведет к увеличению договорных связей.

О соотношении международного и внутреннего права говорит п.1 ст.28 Конституции Греции 1975г., а ст.95 Конституции Испании 1978г. об этой проблеме высказалась более определенно: «1. Заключению международного договора, содержащего положения, противоречащие конституции, должен предшествовать пересмотр последней. 2. О том, имеется или такое противоречие, правительство или любая из палат [Генеральных кортесов] может запросить Конституционный суд». Последнее положение сильно напоминает ст.54 Конституции Франции 1958г., гласящую о праве Конституционного совета рассматривать конституционность международных соглашений и в случае, когда этот орган заявит, что если «какое-либо международное обязательство содержит положения, противоречащие конституции, то разрешение на его ратификацию может быть дано только после пересмотра конституции». Конституции зарубежных государств. М.: Изд-во БЕК, 1999. С.78, 105. Приведенные выдержки объединяет одна черта — превентивное ограничение противоречий между договором и конституцией, в случае возникновения которых международный договор должен соответствовать основному закону страны или должна быть проведена корреляция конституционных норм в соответствии с международно-правовыми положениями.

Таким образом, зарубежные конституции, преимущественно закрепляя примат международного права по отношению к внутреннему праву, не говорят о первенстве по отношению к ним самим. Есть лишь несколько исключений из общего правила. Так, испанская Конституция 1931г. в ст.77 признавала примат международного права, но только в ограниченной и специфической сфере — при объявлении войны.

Читайте так же:  Мрот в московской области с 1 июля

Что же касается соотношения положений международно-правового характера и норм внутреннего права в европейских конституциях (особенно принятых в последние десятилетия), то в большинстве из них более или менее четко устанавливается примат международного права. Так, греческая Конституция 1975г. это делает в уже упомянутом п.1 ст.28, португальская 1976г. — менее четко — в § 2 ст.8. Хотя португальская конституция прямо не говорит о примате международного права, но он выводится из того, что согласно п. 2 ст. 8 договоры требуют ратификации или должного одобрения, вступают в силу после официальной публикации и их выполнение становится обязательным; следствием таких процедур является трансформация этих норм во внутренний правопорядок, требующая соответствующих преобразований ранее действовавших норм внутреннего права. Аналогичные нормы содержатся и в испанской Конституции 1978г. (п.1 ст.96), и в Конституции Турции 1982г.

Названное соотношение международно-правовых норм и внутреннего законодательства поддерживается, однако, не всеми конституциями последнего времени. Так, об этом ничего не говорит Конституция Финляндии 1999г. Нормы договора и иных международных соглашений, которые затрагивают сферу законодательства, вступают в силу путем принятия закона (§ 95). Другими словами, принятый закон «покрывает» предыдущие законодательные нормы. В то же время эта конституция достаточно подробно говорит об отношениях с Европейским союзом. Примерно так же решается вопрос об указанном соотношении в Конституции Швейцарии 1999г. (ст. 166), поскольку «Федеральное собрание одобряет международные договоры, за исключением тех, заключение которых относится к полномочиям Федерального совета на основании какого-либо закона или международного договора». Авраменко С.Л. Новая конситуция Швейцарской Конфедерации: право и современность // Государство и право. — 2001. — №7. — С.77.

Таким образом, можно говорить о преимущественном закреплении в зарубежных конституциях примата международного права над внутренним, но не по отношению к самой конституции.

Источник: http://studwood.ru/1492441/pravo/konstitutsii_zarubezhnyh_stran_mezhdunarodnoe_pravo

Почему в Конституции РФ международное право ставится выше российского?

Раздел первый. Основные положения

Глава 1. Основы конституционного строя

  1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В статье Конституции говорится не о международном праве, а о международных договорах, которые определяют отношения между государствами. Конституция РФ в основном определяет основные положения внутригосударственного законодательства. В процессе международных отношений обстоятельства могут меняться, из-за этого нет смысла каждый раз менять Конституцию. Заключая какой-либо международный договор, государство берет на себя определенные обязательства и принимает меры для их исполнения.

Международных законов, единых для всех или многих стран просто-напросто не существует. Разговоры о главенстве международных законов над внутригосударственными — демагогия.

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2069595-pochemu-v-konstitucii-rf-mezhdunarodnoe-pravo-stavitsja-vyshe-rossijskogo.html

О приоритете международного права над национальным

15 января 2020 года Владимир Путин в послании Президента Федеральному Собранию вынес на обсуждение ряд конституционных изменений. Первое среди них – изменение, гарантирующее приоритет Конституции над требованиями международных договоров и решениями международных органов.

Давайте разберемся с юридической стороной этого вопроса.

Что есть сейчас

В соответствии с частью 1 статьи 15 Конституции РФ

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

То есть в Конституции установлено верховенство Основного закона над внутренним правом. Однако нас интересует выше ли Конституция международного права. Прямо на это Конституция ответа не дает.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции РФ

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

При внимательном прочтении этой нормы видно, что ей предусмотрен приоритет международных договоров над законами. Значит для ответа на вопрос о том, выше ли Конституция международного права, и в частности международных договоров, нужно понять является ли Конституция законом в смысле этой нормы, то есть сказано ли в части 4 статьи 15 о том, что международный договор выше Конституции. Для ответа на этот вопрос нужно узнать официальное толкование этой нормы.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд (КС) дает толкование Конституции. В соответствии со статьей 6 того же ФКЗ решения КС обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

В силу полномочия КС на толкование Конституции и обязательности его решений правовые позиции этого специального суда составляют неотъемлемую часть самой Конституции и подлежат непосредственному применению как любой закон. Значит если КС сформулировал позицию по вопросу соотношения Конституции и международного права, то мы должны непосредственно применять эту позицию, и принимать изменения в Конституцию нет необходимости.

Так вот такая позиция была сформулирована в пункте 2.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 14.07.2015 N 21-П. Более того, она проходит красной нитью через все Постановление. КС пишет:

Вместе с тем, как следует из Конституции Российской Федерации, ее статей 4 (часть 1), 15 (часть 1) и 79, …, ни Конвенция о защите прав человека и основных свобод как международный договор Российской Федерации, ни основанные на ней правовые позиции Европейского Суда по правам человека, …, не отменяют для российской правовой системы приоритет Конституции Российской Федерации и потому подлежат реализации в рамках этой системы только при условии признания высшей юридической силы именно Конституции Российской Федерации.

Таким образом, КС однозначно решил вопрос о соотношении Конституции и международного права: Конституция имеет приоритет в силу суверенитета Российской Федерации, верховенства Конституции как основного закона и недопустимости имплементации в правовую систему государства международных договоров с нарушением конституционных предписаний.

Итак, мы выяснили каково существующее регулирование.

Президент Путин, внеся предложение, сказал следующее:

Необходимо внести изменения, которые гарантируют приоритет Конституции. Это означает буквально следующее: требования международных договоров и решения международных органов могут действовать только в той части, когда они не противоречат нашей Конституции.

То есть, фактически предложено закрепить в Конституции правовую позицию КС, которая итак имеет юридическую силу и непосредственное применение.

Не критикуя данное предложение по существу, скажу о трудностях реализации данного предложения. Дело в том, что статья 15 Конституции, которую мы рассматривали, относится к основам конституционного строя РФ (глава 1 Конституции) и в силу статьи 135 Конституции может быть пересмотрена только в особом порядке, также как и положения глав 2 и 9. Порядок этот следующий:

1. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.

2. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.

3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Читайте так же:  Как сделать дарственную на недвижимость

Что написано в этой статье: для внесения изменений в статью 15 Конституции надо пройти голосование в Парламенте, а затем созвать Конституционное Собрание, которое должно либо принять новую Конституцию (либо вынести ее проект на референдум) либо разойтись. Проблема состоит в том, что федеральный конституционный закон, в соответствии с которым должно созываться и работать Конституционное Собрание, еще не принят, хотя проекты этого закона есть. Да-да, Конституция (и данная 135 статья) вступила в силу в 1993 году, и с тех пор до настоящего времени такой важнейший закон не был принят. Что же делать?

Вариант 1. Принять ФКЗ о Конституционном Собрании и уже в соответствии с ним принимать изменения в статью 15. Если этого не сделать, конституционный порядок внесения изменений в Конституцию будет не соблюден.

Вариант 2. Внести изменения не в статью 15, а в статью 79 (глава 3 Конституции)[1].

В соответствии со статьей 79 Конституции

Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.

Предложение дополнить данную статью обоснованно в части приоритета Конституции над решениями международных организаций, но в части приоритета Конституции над международными договорами такое дополнение представляется обходом закона, а именно статьи 135 Конституции.

Вариант 3. Внести изменения не в статью 15, а в статью 125 Конституции (часть 2), то есть дополнить полномочия Конституционного Суда[2].

Сейчас КС не может проверять на соответствие Конституции вступившие в силу международные договоры, а проверка решений международных организаций возможна только силу пункта 3.2 статьи 3 ФКЗ о Конституционном суде. Предлагается дополнить полномочия КС так, чтобы он мог признавать международные договоры и решения международных организаций неконституционными и следовательно не подлежащими применению.

Это предложение в части полномочия по проверке конституционности вступившего в силу международного договора противоречит правовой позиции Конституционного суда, выраженной в Определении от 2 июля 2013 года N 1055-О.

КС пишет об этой позиции:

…проверка конституционности федерального закона о ратификации международного договора, в том числе по порядку принятия, по общему правилу, может быть осуществлена лишь до момента вступления данного международного договора в силу (который обычно не совпадает с моментом завершения процесса принятия соответствующего федерального закона о ратификации международного договора); иное не только противоречило бы общепризнанному принципу международного права pacta sunt servanda и ставило бы под сомнение соблюдение Российской Федерацией добровольно принятых на себя международных обязательств…

Я поддерживаю первый вариант. А Вы что думаете?

Источник: http://zakon.ru/discussion/2020/01/16/o_prioritete_mezhdunarodnogo_prava_nad_nacionalnym

Нормы международного права в Конституции РФ

Международное право — совокупность правоотношений с участием иностранных элементов и нормативных актов, регулирующих эти отношения.

Конституция Российской Федерации 1993 года сделала большой шаг вперёд в деле признания международного права не только в регулировании отношений между субъектами международного права, но и в регулировании правовых отношений внутри страны. Она пронизана ссылками на международное право.

В Главе 2 «Права и свободы человека и гражданина» содержаться: Статья 17 пункт 1. Права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Статья 46 пункт 3. Право граждан Российской Федераций обращаться в международные органы для защиты их прав и свобод в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Статья 63. Предоставление политического убежища в Российской Федерации иностранцам и апатридам в соответствии с общепризнанными нормами международного права (пункт 1). Выдача обвиняемых в совершении преступления или передача осужденных для отбытия наказания в других государствах на основе международного договора (пункт 2). Кроме того, в Главе 2 содержится ряд положений, отражающих нормы международных договоров по правам человека, решения по которым можно принимать лишь на основании или с учетом международного права (например, статья 56 о чрезвычайном положении и ограничении в связи с этим прав и свобод человека).

В Главе 3. Федеративное устройство: Статья 67 пункт 2. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права. Статья 69. Гарантия прав коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Статья 79. Право Российской Федерации участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами (с некоторыми ограничениями).

В Главе 4. Президент Российской Федерации: Статья 86. Президент осуществляет руководство внешней политикой, ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации, ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты иностранных послов. Статья 87. В случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии Президент РФ вверит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение (вопросы агрессии, право на самооборону, режим военного положения регламентируются международным правом).

Статья 88. В случае введения Президентом РФ чрезвычайного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях необходимо соблюдать определенные правила, установленные международным правом. Статья 89. При решении вопросов гражданства необходимо учитывать нормы международного права.

В Главе 7. Судебная власть: Прямых ссылок на международное право нет. Однако излагаются вопросы, решения по которым можно принимать лишь с учетом или на основании международного права. Это статья 125 о том, что Конституционный суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации (пункт 2″г»), о проверке жалоб на нарушение конституционных прав и свобод граждан (пункт 4 ). Поскольку Конституционный Суд РФ наделен широкими правами толкования Конституции РФ (статья 125 пункт б), то рассмотрение вопросов международного права, затрагиваемых в различных статьях Конституции РФ, входит в его компетенцию.

Таким образом, обязанность руководствоваться нормами международного права, закреплена во многих статьях Конституции РФ.

Однако центральным положением в этой области является норма о соотношении международного и внутригосударственного права, закреплённая в части 4 статьи 15 Конституции РФ. Согласно этой норме «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Норма части 4 статьи 15 Конституции РФ имеет большое значение для внутренней жизни нашего государства. Так как нормы международного права стали составной частью российской правовой системы, они должны применяться на территории Российской Федерации. В Российской Федерации конституционно закреплена международно-правовая концепция об общепризнанных принципах и нормах и международных договорах как части правовой системы России, то есть как части совокупности явлений правовой действительности, которыми выступают:

1) правовые нормы Российской Федерации, 2) правовая деятельность, выражающаяся в осуществлении органами, государственной власти Российской Федерации функции создания и реализации правовых норм, 3) правовые доктрины, концепции, теории.

Читайте так же:  Выплаты кредита по исполнительному листу

Частью каждого из компонентов правовой системы Российской Федерации должны в соответствии с Конституцией Российской Федерации стать нормы международного права — общепризнанные принципы и нормы и международные договоры. Это означает, что общепризнанные принципы и нормы и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации становятся частью правовых норм Российской Федерации, правовой деятельности по реализации правовых норм, правовых доктрин.

Конституция РФ вводит в российскую правовую систему общепризнанные принципы и нормы международного права. В международном праве не существует акта, который бы содержал бы исчерпывающий перечень общепризнанных принципов. Такие принципы закреплены в Уставе ООН, Декларации о принципах дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 года, Хельсинском заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 года. Необходимо отметить, что не существует полного единогласия относительно того, какие принципы международного права являются общепризнанными. Поэтому следует говорить о том, что Конституция РФ включила в правовую систему России только те общепризнанные принципы, которые Россия признаёт в качестве таковых. В первую очередь — закреплённые в Уставе ООН, являющимся универсальным многосторонним международным договором. конституция международный правовой

В международном праве существуют нормы, которые не признаются всеми государствами или толкуются ими неодинаково. Общепризнанные принципы представляют собой разновидность норм международного права. Это его универсальные нормы. Они, как и иные общепризнанные нормы, имеют наиболее общую форму выражения и признаны всеми или абсолютным большинством государств в качестве обязательных. Более узкая группа общепризнанных принципов (норм) -основные принципы международного права. Это — нормы, отражающие коренные, фундаментальные интересы государств и народов. Они представляют собой нормативную основу всей системы международного права, служат его фундаментом. Этому способствует одно из отличительных свойств основных принципов — их императивность (jus cogens — неоспоримое право). Это означает, что отклонение от императивных норм, обладающих высшей юридической силой по отношению к другим международно — правовым нормам, признается международным сообществом государств как недопустимое, поскольку нарушение такой нормы может причинить ущерб правам и интересам всех государств. Одним из свойств основных принципов является также их взаимообусловленность, то есть содержание каждого из них должно рассматриваться в контексте содержания других.

Такое толкование, бесспорно, может создать трудности для судов при применении общепризнанных принципов и норм международного права внутри правовой системы России.

В соответствии со статьей 15 Конституции РФ следует признать приоритет общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров РФ в отношении национального закона. Конституция РФ одновременно ставит международные договоры выше закона, в том числе конституционного. Поэтому законодатель, принимающий федеральный конституционный закон, обязан соотнести его с международными нормами, составляющим часть правовой системы РФ.

Однако отметим, что общепризнанные принципы и нормы международного права в итоге воплощаются именно в международных договорах, а если этого не происходит, они становятся международно-правовыми обычаями.

Конституция РФ своими правоположениями призвана способствовать закреплению сложившихся общественных отношений, их дальнейшему совершенствованию. По существу, это два неразрывных конституционных свойства: с одной стороны, Конституция РФ — это вершина в развитии законодательных работ в стране, воплощение достижений правовой теории и практики предшествующего времени, а с другой стороны — основа для совершенствования права в будущем. Исходя из смысла положений Конституции РФ, взаимодействие международного и внутригосударственного права должно осуществляться при помощи строго определенных правовых форм. Конституция РФ не только воспринимает текстуально многие положения международного права, но и направляет на это всю правовую систему. Именно в таком контексте необходимо толковать формулировку части 4 статьи 15, то есть как «санкцию» Конституции РФ на заимствование в сфере правотворчества международных норм и принципов. Конституция Российской Федерации наделила важным полномочием Конституционный Суд РФ — проверкой не вступившего в силу международного договора, и определила круг субъектов по реализации данного полномочия.

Четко сформулированные в Конституции Российской Федерации принципы и порядок осуществления международной деятельности Российской Федерации позволили укрепить позиции нашего государства на международной арене, расширить ее участие в международных организациях, выступить инициатором создания международных организаций нового типа на территории бывшего СССР.

Однако для эффективной реализации указанных принципов Конституции РФ недостаточно было принять ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» в том виде, в котором он действует в сегодняшнем дне, поскольку данный закон регулирует реализацию внешней политики Российской Федерации и еще порядок выработки и выполнения международных договоров Российской Федерации.

Новая роль международного права, как основы для развития внутригосударственного права на современном этапе требует включения в процесс реализации внешнеполитического курса Российской Федерации органов государственной власти, наделенных Конституцией РФ полномочиями участия в процессе взаимодействия международного и внутригосударственного права, но играющих на сегодняшний день малозначительную роль. Это — Федеральное Собрание РФ и Конституционный Суд РФ. Именно этим органам государственной власти предначертано Конституцией РФ быть имплементационными органами в процессе взаимодействия международного и внутригосударственного права, осуществлять обеспечение всего правореализационного процесса норм международного права.

В процессе планирования законопроектной деятельности требуется строго учитывать международные обязательства Российской Федерации. Использование соответствующих банков данных Министерства иностранных дел Российской Федерации министерствами и ведомствами, аппаратом Правительства Российской Федерации, иными органами государственной власти, депутатами Государственной Думы Российской Федерации позволит сделать разрабатываемые ими национальные законопроекты более полновесными. Однако, следует не забывать и о том, что принятие государством международных обязательств будет иметь внутренний эффект, оказывая значительное влияние на внутригосударственную правовую систему, из чего следует, что все участвующие в разработке и принятии международно-правовых актов лица и органы должны считаться с тем, что принятие государством международных обязательств может вести к изменению норм российской правовой системы.

Конституционный Суд РФ обладает полномочием — проверкой не вступившего в силу международного договора Российской Федерации на соответствие Конституции РФ. Однако практика использования данного полномочия Конституционного Суда РФ не наработана. Данная проблема требует осмысления с целью создания действенного механизма разрешения конфликтов между исполнительной и законодательной властью в части принятия внешнеполитических решений при помощи Конституционного Суда РФ. Также данное конституционное полномочие Конституционного Суда РФ можно было бы использовать и в отношении имплементации Римского статута международного уголовного суда.

Основным способом выполнения норм международного права является непосредственное выполнение определённых правил поведения теми, для кого они предназначены. Не преуменьшая роль государства в правореализационной деятельности, тем не менее, следует отметить, что в конечном счёте «адресатом» абсолютного большинства норм международного права являются государственные органы и физические лица государства — участника международного договора. Однако нормы международного права порождают правоотношения только между субъектами международного права и не порождают одновременно таковых между субъектами внутреннего права. В связи с этим непосредственная имплементация норм международного права на национальном уровне не может быть достигнута только одними усилиями государства как субъекта международного права. В проекте статей об ответственности государств, рассматривая недозволенное действие, которое может быть приписано государству, Комиссия по международному праву ООН очень верно обратила внимание на эту ситуацию.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studwood.ru/1202658/pravo/normy_mezhdunarodnogo_prava_konstitutsii

Международное право выше конституции рф
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here